Подъем Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век Владимир Путин

На Дальнем Востоке созданы беспрецедентные условия экономического развития территории Юрий Трутнев

Нам выпала большая честь и огромная ответственность - развивать наш Дальний Восток Александр Галушка

СМИ о Министерстве

Далеко идущие последствия освоения Россией Северного морского пути

Россия поставила своей первоочередной задачей прокладку Северного морского пути вдоль побережья Арктики в целях транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) и осуществления контейнерных перевозок между Азией и Европой, благодаря чему станет возможным наполовину сократить время на морскую перевозку в обход Суэцкого канала, сообщает портал mondialisation.ca.

Китай стал полноправным участником этого проекта и официально включил его в объекты инфраструктуры инициативы «Шёлковый путь» («Один пояс – один путь» (BRI)).

Перед посещением саммита G20 в Гамбурге в июле этого года председатель КНР Си Цзиньпин нанёс визит в Москву, где он подписал с президентом России Владимиром Путиным Совместную китайско-российскую декларацию об укреплении глобального и стратегического партнёрства.

В декларации Северный морской путь отмечается как стратегическая зона сотрудничества Китая и России и неотъемлемая часть инфраструктуры Шёлкового пути (BRI). Со своей стороны, Россия инвестирует значительные средства в развитие новых портов и заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ), расположенных вдоль Севморпути, с целью обеспечить увеличение интенсивности морского судоходства в её территориальных арктических водах.

Под непосредственным контролем президента Путина в Российской Федерации создаётся экономическая инфраструктура для перевозки контейнеров и СПГ между Европой и Азией, которая станет альтернативой Суэцкому каналу. Кроме того, освоение региона открывает доступ к огромным запасам неиспользованных ресурсов, в частности, нефти, газа, алмазов и других полезных ископаемых, залегающим вдоль российской исключительной экономической зоны на крайней северной оконечности побережья Сибири.

Официально по российскому законодательству Северный морской путь пролегает в российских территориальных водах вдоль арктического побережья к востоку от о. Новая Земля в Архангельской области, от Карского моря через территорию Сибири до Берингова пролива между восточной оконечностью России и Аляской. Весь маршрут пролегает в арктических водах в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России.

В ходе предварительных геофизических исследований подтвердилось, что в недрах на территории ИЭЗ располагаются обширные запасы нефти и газа, что ещё более повышает заинтересованность китайского правительства в разработке общих ресурсов совместно с Россией, помимо потенциально более коротких сроков транзита грузов в Европу. Для Китая, который наблюдает растущую угрозу своим линиям снабжения нефтью из Персидского залива и через Малаккский пролив, российский Северный морской путь представляет собой более безопасную альтернативу, план B в случае американской военно-морской блокады в Малаккском проливе.

По оценкам Геологической службы США (USGS), около 30% всей нефти, извлекаемой в Арктике, и 66% от всего природного газа должно находиться в ИЭЗ российской Арктики. По этим же оценкам, все извлекаемые запасы в Арктике составляют около одной трети всех запасов Саудовской Аравии. Другими словами, если перефразировать Марка Твена, есть «чёрное золото в ... ледяных водах».

Согласно Конвенции Организации Объединённых Наций по морскому праву (UNCLOS), подписанной Россией и Китаем, но не подписанной Соединёнными Штатами, исключительная экономическая зона определяется как зона «за пределами» территориальных вод какого-либо государства, которое наделяется «суверенными правами (...) [на] распоряжение природными ресурсами» в этой зоне. Китай не оспаривает права ИЭЗ России, а скорее стремится к сотрудничеству, теперь формально в рамках развития своего проекта «Шёлковый путь» (BRI).

Новые морские транзитные пути

Другой аспект интереса России к Северному морскому пути – более экономичное и быстрое судоходство. В августе российский танкер «Кристоф де Маржери» доставил норвежский СПГ из Хаммерфеста (Норвегия) в Порён (Южная Корея) всего за 19 дней, что на 30% меньше по времени, чем по Суэцкому каналу, несмотря на то, что судно было вынуждено пересечь ледовые зоны толщиной 1,2 метра.

Путь по арктической части был проделан за шесть с половиной дней. «Кристоф де Маржери» – первый в мире ледокол для транспортировки сжиженного природного газа, построенный южнокорейской военно-морской компанией по техническим условиям государственной компании «Совкомфлот» для перевозки с площадки «Ямал-СПГ» в российскую Арктику.

Россия сотрудничает с Южной Кореей также в области развития пропускной способности Северного морского пути. 6 ноября министр по развитию Дальнего Востока России Александр Галушка встретился с министром океанов и рыболовства Южной Кореи Юн Чжин Сук. Обе страны договорились продолжать совместные исследования в области инвестиций в арктическую линию контейнерных перевозок по Северному морскому пути.

Совместная разработка предполагает строительство площадок транзитных узлов на каждом конце пути, в Мурманске на западе и в Петропавловск-Камчатский на востоке. Мурманск, граничащий с северными регионами Финляндии и Норвегии, круглый год имеет незамерзающий доступ к Баренцеву морю.

Корейская судоходная компания «Hyundai Merchant» планирует протестировать контейнерные суда на Северном морском пути в 2020 году с использованием контейнерных судов, которые могут перевозить от 2500 до 3500 EVP (единица измерения контейнера, эквивалентная 20 футам). В июле 2016 года состоялась историческая экспедиция по перевозке двух крупных промышленных компонентов из Южной Кореи через новый российский арктический порт Сабетта и реки Обь и Иртыш в Тобольск на юге Урала.

Новые инвестиции в порты в Арктике

Сам Мурманск является одним из крупнейших инфраструктурных проектов России. В настоящее время ведутся значительные строительные работы по завершению мурманского транзитного центра, включающего новые дороги, железные дороги, порты и другие объекты на западе от Кольского залива. Мурманск уже является крупным центром погрузки угля, нефти, рыбы, металлов и других товаров из европейской части России. Эта инфраструктура будет служить главными западными воротами Северного морского пути в Азию.

Российская Федерация также завершает строительство нового порта в Сабетте на полуострове Ямал. На полуострове Ямал, граничащем с Карским морем, залегают крупнейшие российские запасы природного газа по оценке объёмом 55 триллионов кубических метров (ТКМ). Для сравнения, запасы газа в Катаре оцениваются в 25 ТКМ, в Иране – 34 ТКМ. Основным проектировщиком порта Сабетта на Ямале в сотрудничестве с российским правительством является «Новатэк», крупнейший независимый производитель газа в России.

Порт Сабетта находится на площадке нового терминала «Ямал СПГ», из которого будет отправляться газ c Ямала по морскому пути в Китай. На полную мощность порт Сабетта будет обрабатывать 30 миллионов тонн грузов в год, что делает его крупнейшим портом в мире на севере от Полярного круга, превосходя по объёмам Мурманск. «Новатэк» уже продала все производственные объёмы терминала «Ямал СПГ», заключив договора сроком действия 15 и 20 лет в основном с Китаем и другими азиатскими покупателями.

«Ямал СПГ» далеко не единственная область, в которой «Новатэк» сотрудничает с Китаем. 4 ноября компания «Новатэк» объявила о подписании других соглашений с партнёрами проекта «Ямал СПГ» – Китайской национальной нефтяной корпорацией и Китайским банком развития – по проекту «Арктик СПГ-2», возможно более крупному, чем проект «Ямал СПГ». Строительство проекта «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове, отделённым от Ямала Обской губой, начнётся в 2019 году.

Терминал «Ямал СПГ» – это проект стоимостью 27 млрд. долларов, основным владельцем которого является российская компания «Новатэк». Когда после референдума в Крыму о присоединении его к Российской Федерации в 2014 году Казначейство США в своей  финансовой войне нацелилось на компанию «Новатэк» и проект «Ямал», китайские кредиторы выделили 12 миллиардов долларов для завершения проекта после покупки Китайской национальной нефтегазовой корпорацией 20% капитала терминала «Ямал СПГ». Фонду «Шёлковый путь Китая» принадлежит 9,9% капитала, французской компании «Total» – 20% и компании «Новатэк» – 50,1%.

Ломать лёд по-русски

Для открытия потенциала российского северо-восточного морского пути для коммерческих перевозок СПГ и грузовых контейнеров с запада вдоль береговой линии сибирской Арктики в Южную Корею, Китай и остальную Азию требуются нестандартные технологические решения, особенно в области ледоколов и портовой инфраструктуры по глубоко промёрзшему арктическому пути. В этой сфере Россия беспрецедентный мировой лидер. И в скором времени значительно укрепит свои ведущие позиции.

В начале 2016 года Россия заказала атомные ледоколы нового класса «Арктика», который эксплуатируется судоходней дочерней компанией «Атомфлот» российского гиганта «Росатом», крупнейшего мирового холдинга по строительству атомных электростанций и второго крупнейшего холдинга по объёму производства обогащённого урана в мире (40% от всего объёма в мире).

Новый ледокол класса «Арктика» на сегодняшний день является самым мощным ледоколом в мире, и когда он будет готов к плаванию в 2019 году, он сможет преодолевать лёд толщиной три метра. Спуск второго атомного ледокола класса «Арктика» запланирован на 2020 год. В настоящее время в России ведётся строительство 14 ледоколов с дизельными и ядерными двигателями, в дополнение к недавно завершённому ледоколу «Кристоф де Маржери». Все эти новые ледоколы построены на судостроительном заводе в Санкт-Петербурге.

«Росатом» встанет во главе проекта

Сейчас российское правительство готовится активизировать свои силы в области ледокольных технологий с целью развития судоходства и разработки ресурсов вдоль этого арктического маршрута.

В 2016 году президент Путин пообещал лично контролировать строительство ультрасовременного судостроительного центра в Приморском крае на Дальнем Востоке России, чтобы сбалансировать развитие западных судостроительных заводов вокруг Санкт-Петербурга, индустриализировать экономический регион Владивостока и гарантировать таким образом самообеспечение в жизненно важных областях в условиях непредсказуемости Вашингтона и его санкций.

На Дальнем Востоке приоритетная задача судостроения сфокусирована на полном восстановлении старой верфи «Звезда» в бухте Большой Камень, которая принадлежит российскому государственному предприятию «Объединённая судостроительная корпорация». В Приморском крае также располагается Тихоокеанский флот ВМФ России. По завершению в 2020 году нового судостроительного предприятия «Звезда» он станет крупнейшим и самым современным судостроительным комплексом в России. Основное внимание будет уделено строительству крупных нефтяных танкеров, в том числе танкеров для перевозки СПГ, ледоколов и нефтегазовых платформ.

18 ноября в ежедневной экономической газете «Коммерсантъ» сообщалось, что президент России Владимир Путин хочет, чтобы развитие инфраструктуры Северного морского пути было порученного государственной компании «Росатом». Согласно этому докладу, Путин поддержал идею, представленную ему премьер-министром Дмитрием Медведевым, согласно которой под руководством «Росатома» будут находиться все государственные службы, связанные с морской деятельностью, инфраструктура, а также общественные блага, используемые вдоль арктического маршрута.

Ввиду такого решения о единоличной ответственности «Росатома» за контроль над проектом Северного морского пути предполагается, что атомные ледоколы будут играть более значительную роль в разработке этого пути.

Согласно отчёту, который ещё не был официально подтверждён, генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв и заместитель председателя Дмитрий Рогозин внесли предложение о такой роли «Росатома». Рогозин, в отношении которого введены санкции Вашингтоном, является заместителем председателя по оборонной промышленности России с 2011 года. Если новое предложение будет оформлено в нормативно-правовом акте, «Росатом» будет осуществлять контроль над всей инфраструктурой, энергообеспечением и другими сферами на протяжении 6000 километров арктического маршрута.

По словам источника, «Росатом» будет контролировать практически всё: от строительства портов до строительства коммуникационной и навигационной инфраструктуры, включая координацию научных исследований. Согласно плану новое арктическое подразделение «Росатома» будет обеспечивать централизованное управление деятельностью портов, ранее контролируемых Министерством транспорта, а также неядерными ледоколами, эксплуатируемыми Росморпортом и флотом российских атомных ледоколов.

Администрация Северного морского пути (СМП), учреждение, отвечающее за безопасность судоходства, также будет частью этого нового арктического подразделения «Росатома». Это способ значительно упростить нынешнее деление ответственности за различные аспекты развития транспорта России в море на Северо-Востоке, один из главных приоритетов Москвы и ключевой элемент в развитии китайско-российского сотрудничества в рамках проекта «Шёлковый путь» (BRI).

Подводя итог, ясно, что Россия развивает передовые технологии и инфраструктуру в одних из самых экстремальных климатических условий в мире, чтобы восстановить свою экономику. И успешно это делает, сотрудничая с Китаем и Южной Кореей и даже в определённой степени с Японией, вопреки всем ожиданиям неоконсерваторов Вашингтона и спонсоров военно-промышленного комплекса США.

Ф. Уильям Энгдаль

Источник


#Северный морской путь