Как программа модернизации БАМа и Транссиба коснется дорог Восточного полигона

Тенденции российской экономики последних лет связаны с ростом экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как результат, с 2008 года железнодорожные перевозки экспортных грузов в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока возросли в 1,6 раза и по итогам 2017 года превысят 150 млн тонн. Дальневосточная железная дорога работает в условиях постоянного роста грузооборота, и чтобы ликвидировать дефицит провозной способности, необходимо вкладывать серьезные инвестиции в инфраструктуру, причем делать это на опережение, сообщает единый портал о Дальнем Востоке nadv.ru.

Стратегический груз

По итогам 2016 года среднесуточная выгрузка на Дальневосточной железной дороге составляла более 5,5 тысячи вагонов, тогда как десять лет назад она едва превышала 3,9 тысячи. Увеличение объемов, главным образом, затронуло припортовые станции, которые в последнее время активно работают с угольной продукцией. Специфика магистрали в том, что 76% от всей ее выгрузки приходится на экспорт. И нынешний характер перевозок зависит от растущего спроса на российский уголь на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Как ожидается, в этом году объем экспорта твердого топлива в страны АТР составит более $5 млрд.

Угольная продукция остается стратегической номенклатурой груза, с которой работает дорога. В первом полугодии 2017 года в адрес Дальневосточной магистрали на сети РЖД погружено 47 млн тонн твердого топлива - на 6,5% больше уровня января-июня 2016-го. Это коррелируется с динамикой общего грузооборота ДВЖД, который за шесть месяцев достиг 101,2 млрд тарифных тонно-километров, на 6,2% превысив прошлогодний результат.

Транссибирская магистраль

Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9288,2 км и по этому показателю она является самой длинной на планете. Тарифная длина (по которой исчисляются цены билетов) несколько больше — 9298 км и не совпадает с реальной. Транссибирская магистраль проходит по территории двух частей света. На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали. 

 

Без финансовых вливаний в инфраструктуру нынешний результат был бы невозможен. В целях повышения пропускной и провозной способностей с 2013 года реализуется проект модернизации БАМа и Транссиба. На развитие железных дорог Восточного полигона до 2020 года запланировано 562 млрд рублей, из них в границах ДВЖД предусматривается к освоению 236 млрд рублей или 42% от общего объема инвестиций.

Особое внимание уделено одному из наиболее востребованных направлений для экспортеров угля – однопутной линии Комсомольск – Ванино.

"Когда начинался первый этап программы развития Восточного полигона, а до этого здесь реализовывался проект строительства обходного участка Оунэ – Высокогорная с прокладкой нового Кузнецовского тоннеля, согласно графику, было запланировано ежесуточное движение 12 пар поездов, - рассказывает главный инженер ДВЖД Сергей Рябов. - Сегодня оно составляет уже 26 пар, настолько инфраструктура приросла по провозным способностям. Но работа по усилению не закончена, она сегодня развернута на участке Волочаевка – Комсомольск, где реконструируются станции с удлинением приемо-отправочных путей под прием поездов длиной 71 условный вагон. В этом году будут сданы после реконструкции несколько раздельных пунктов. По итогам 2017 года пропускная способность участка Волочаевка – Комсомольск увеличится с 21 до 24 пар поездов".

Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

 

Второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали – 4300 километров. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше двух миллионов человек. Результатом первого этапа модернизации Восточного полигона станет обеспечение дополнительного роста перевозок на 66,5 млн тонн относительно уровня пятилетней давности. С 2013 года за счет капвложений дорога в среднем ежегодно увеличивает провозную способность на 7-10%, что и позволяет наращивать грузопоток в направлении морских портов. Появляются новые раздельные пункты и реконструируются действующие (с 2013 по 2016 год на магистрали введены в эксплуатацию 37 станций и разъездов), строятся вторые пути, а также обновляются искусственные сооружения.

Работы ведутся и на других направлениях БАМа. На линии Хани – Тында в ближайшие годы построят 11 новых разъездов, которые дадут возможность перевозить значительно больше грузов. Одновременно там возводятся вторые пути на ряде лимитирующих перегонов. На другой линии Тында – Штурм первой ласточкой реконструкции стал разъезд Мохортов, открывшийся в прошлом году и названный по имени первого начальника ГлавБАМстроя.

На этом же участке заработают еще два именных разъезда - Побожий и Федосеев – в честь известных изыскателей, работавших в зоне БАМа.

Нельзя не сказать и о реконструкции узловой станции Тында. Сейчас там восстанавливается сортировочная горка средней мощности, закрытая из-за спада перевозок в 1999 году, укладываются дополнительные станционные пути. Также будет заменена система устройств электрической централизации и электроснабжения.

Ожидаемые результаты первого этапа модернизации

Дополнительно на 66 млн тонн в год (относительно уровня 2012 года) будет увеличена провозная способность Дальневосточной железной дороги к 2020 году в направлении морских портов. В том числе на 11 млн тонн за счет использования тяжеловесных поездов и инновационных вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн и на 55 млн тонн за счет собственно развития Транссиба и БАМа.


Углю предсказывают долгосрочный тренд 

Эксперты прогнозируют устойчивый рост объема экспортных перевозок. Согласно данным Института экономики и развития транспорта, подтвержденным администрациями субъектов РФ, суммарный объем передачи и выгрузки грузов на Дальнем Востоке к 2025 году превысит 300 млн тонн в год. 

Как сообщил nadv.ru партнер компании EY, руководитель группы по оказанию услуг для компаний горнорудного и металлургического сектора в России и СНГ Борис Яценко, согласно опросам предприятий угледобывающей отрасли, 88% российских компаний ожидают увеличения или сохранения уровня мировых цен на уголь в 2017 году. При этом 44% участников рынка планируют нарастить производство твердого топлива. О планах увеличить показатели более чем на 50% заявили 19% предприятий. 

В частности, экспорт коксующихся углей премиального класса намерена развивать компания «Колмар», осуществляющая добычу на юге Якутии. В настоящее время она завершает строительство второй обогатительной фабрики на комплексе «Инаглинский». Мощность предприятия - 6 млн тонн в год. В планах «Колмара» построить еще одну обогатительную фабрику, способную выпускать 12 млн тонн концентрата ежегодно, и три шахты. Компания за счет открытия новых производств планирует увеличить ежегодный выпуск коксующегося угля до 20 млн тонн. 



Конечно, России приходится конкурировать на азиатских рынках. Как отметила председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics (сбытовая структура УК «Колмар») Анна Цивилева, в настоящее время зависимость ряда стран АТР от поставок австралийского угля составляет 70-80%. 

"Но Австралия не всегда является надежным поставщиком из-за климатических условий: часто бывают тайфуны, наводнения. Это нарушает регулярность поставок. Для металлургов, которые замешивают в шихту строгое количество определенного угля, это равно катастрофе. Поэтому в принципе все страны АТР готовы диверсифицировать поставки и получать часть угля из России, особенно если он является достойным конкурентом", - сказала Анна Цивилева.

Для обеспечения экспорта «Колмар» введет в эксплуатацию отгрузочный терминал близ Ванино (оператором выступает «Ванино Транс Уголь»). Первую очередь комплекса, рассчитанного на ежегодную перевалку 12 млн тонн, планируется запустить через два года. К 2023 году предполагается фактически удвоить мощности специализированного порта. Он будет способен принимать балкеры грузоподъемностью от 20 тысяч до 160 тысяч тонн.

Свой порт в бухте Мучке близ Ванино развивает СУЭК (оператор - «Дальтрансуголь»). Первая очередь терминала была введена в конце 2008 года. С того времени комплекс постепенно наращивал грузооборот. 

"Как ожидается, в 2017 году перевалим 21 млн тонн угля и уже проектируемся на 30 млн тонн", - проинформировал заместитель гендиректора - директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский.

Расширенный подход к портам Ванино 

Несмотря на проводимую модернизацию Транссиба и БАМа, новые проекты перевалочных мощностей, в том числе в Ванино, могут быть не обеспечены достаточными возможностями железнодорожной инфраструктуры. Анна Цивилева не исключает, что «Колмар» через два-три года столкнется с проблемой перевозки растущих объемом продукции. Беспокойство относительно пропускных способностей железных дорог на востоке страны выразил и Денис Илатовский. Заместитель гендиректора СУЭК отметил, что пропускная способность подходов к Ванино с учетом развития действующих и появления новых терминалов должна составлять не менее 80 млн тонн. Между тем по итогам первого этапа программы Восточного полигона она будет почти вдвое ниже. 

Целевые показатели увеличения грузопотока на БАМе и Транссибе, заложенные по данному проекту могут быть достигнуты раньше, соглашаются в РЖД. 

"Сегодня темпы погрузки таковы, что объемы перевозок, которые мы планировали получить к 2020 году, будут достигнуты уже в 2019 году. Поэтому мы ставим задачу строителям максимально ускорить завершение первого этапа", - заявил директор ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности – руководитель Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. 

Кроме того, госкомпанией прорабатывается план дальнейшей модернизации инфраструктуры - на период с 2020 по 2025 год. По словам Алексея Шило, акцент в новой программе будет делаться на те меры, которые дадут максимальный эффект. В числе капиталоемких предложений – строительство вторых путей и электрификация линии Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – Ванино с предполагаемым объемом финансирования 252 млрд рублей.

Реализация проекта займет пять-восемь лет. За счет комплексного развития инфраструктуры Дальневосточная дорога к 2020 году сможет обеспечить перевозку грузов в направлении терминалов Ванино и соседней Советской Гавани (там запланировано создание перегрузочных мощностей у ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт», ООО «Морской порт Новая Советская Гавань», ООО «Ремсталь», ООО «Терминал Блэк») на уровне 42 млн тонн, к 2025-му - 100 млн, к 2030-му - 108 млн тонн.

В Минэнерго РФ также предлагают увеличить провозную способность участка Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре – Ванино. В ведомстве считают, что параметры программ развития железнодорожной, энергетической и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке должны быть синхронизированы. Министр энергетики РФ Александр Новак в августе этого года попросил у главы государства дать соответствующее поручение заинтересованным министерствам для подготовки предложений по дальнейшей модернизации подходов к портам Хабаровского края и Приморья. 

В свою очередь в руководстве ДВЖД изучили варианты строительства сплошного второго пути и электрификации участка Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – Ванино. 

"Нами подготовлены все технические заявки, решения для рассмотрения на экспертном совете компании и последующего включения данных работ во второй этап программы развития Восточного полигона. И мы вместе с причастными департаментами ОАО «РЖД» пытаемся действовать на опережение, ставя вопрос о подготовке проектно-сметной документации, не дожидаясь наступления 2020 года, - в свою очередь говорит главный инженер ДВЖД Сергей Рябов. - Предлагаем заранее провести работы, связанные с изысканиями, чтобы к окончанию первого этапа программы Восточного полигона имелся определенный план строительства. Это позволит сэкономить два года, которые, исходя из практики, отводятся на подготовку проекта. То есть необходимо уже с 2018 года приступать к проектированию, чтобы затем пройти Главгосэкспертизу, процедуры, связанные с земельными и прочими вопросами». 

Для включения во второй этап программы развития Восточного полигона предложены варианты модернизации других участков БАМа. Так, электрификация линий Хани – Тында, Беркакит – Тында – Штурм и строительство второго пути на всем протяжении Байкало-Амурской магистрали на сегодня оценивается в 558 млрд рублей. 

Стоит отметить, РЖД одобрен комплексный проект развития инфраструктуры на участке Нерюнгри – Бестужево, от развития которого зависят планы угледобывающей компании «Колмар». Реконструкция предусматривает удлинение приемо-отправочных путей станций, обустройство перегонов автоблокировкой, обновление устройств электроснабжения и другое. До конца 2017 года планируется выделить 400 млн рублей на проектно-изыскательские работы. Общая стоимость проекта составит 23 млрд рублей, а реализация займет три года. В итоге участок сможет обеспечить перспективный грузопоток в объеме 12 млн тонн дополнительно к существующим объемам перевозки. 

"С точки зрения государства этот проект (развития Восточного полигона – Прим. nadv.ru) очень эффективен. Поскольку каждая появившаяся пропускная способность тут же заполняется грузоотправителями. Государство, вкладывающее в расширение мощностей РЖД, выигрывает: каждая копейка, вложенная в железные дороги, тут же начинает давать отдачу", - говорит гендиректор ООО «УК "Колмар"» Сергей Цивилев. 

 
Резервы у Находки
 

Еще одно направление, которое требует первоочередного развития, проинформировал Алексей Шило, расположено на Транссибе. Это участок Уссурийск - Смоляниново - Находка. Сегодня почти половина подвижного состава, принимаемого Дальневосточной дорогой по стыковой станции Архара, следует в Находкинском направлении – то есть 2,1 тысячи из 4,3 тысячи вагонов в среднем в сутки. Ввод новых и развитие существующих перегрузочных мощностей в портах Находка и Восточный, отмечают железнодорожники, приведет к сверхнормативной загрузке Транссиба без сохранения технологических и технических резервов. 

Для обеспечения растущих перевозок угля планируется увеличить весовые нормы грузовых поездов – с нынешних 6300 тонн до 7100 тонн. Однако вождение составов такой массы на участке Смоляниново – Красноармейский, который проходит через несколько перевалов, возможно при выполнении ряда условий. В первую очередь нужна реконструкция железнодорожного полотна, где много кривых малого радиуса, с устранением сложного плана пути. 

Еще одно решение – строительство новой трассы в обход перевальных перегонов, что позволит уйти от крутых уклонов. 

"В этом случае можно беспрепятственно пропускать поезда повышенного веса. Естественно, уйдем от многих затрат, в том числе связанных с регулярной сменой рельсов и других элементов верхнего строения пути в результате интенсивного износа в контакте колесо-рельс, - рассказал Сергей Рябов. - Снимется большая нагрузка на устройства электроснабжения, тяговые подстанции. И главное, уйдем от использования кратной тяги, подталкивающих локомотивов". 

Новым проектом развития Уссурийск - Смоляниново - Находка предусматривается, помимо возведения обходов, реконструкция ряда станций, модернизация пути и земляного полотна, обновление объектов энергетики, техническое перевооружение устройств автоматической блокировки, строительство пункта технического обслуживания локомотивов на станции Находка-Восточная. Все это потребует значительных вложений - по предварительным оценкам, 132 млрд рублей. Но реализация данного проекта позволит обеспечить перспективный объем перевозок до 162 млн тонн в год. 

В настоящее время АО «Восточный порт» завершает строительство третьего перегрузочного комплекса на 20 млн тонн угля в год. Другой проект в одноименном порту связан с планами ФКУ «Ространсмодернизация» по строительству четвертого районного парка, причальных сооружений и пути примыкания к станции Находка-Восточная. Комплекс также будет перерабатывать 20 млн тонн груза. Таким образом, при существующем грузопотоке ежегодные перевозки в адрес порта Восточный смогут превысить 60-65 млн тонн, не считая потребностей грузополучателей Находки. 

"Перевезти такой дополнительный объем через перевалы на участке Смоляниново – Красноармейский очень сложно. Обход должен решить эту проблему", - заключил Сергей Рябов. 

Реконструкцией планируется охватить другие участки Транссиба. Ежегодная провозная способность инфраструктуры по станции Архара к окончанию первого этапа программы Восточного полигона достигнет 125,7 млн тонн. Очевидно, что этих мощностей недостаточно, если только на Находкинский транспортный узел пойдет 162 млн тонн. 

Поэтому в качестве предложений формируется перечень мер по развитию инфраструктуры Транссиба. В числе крупных объектов - реконструкция тоннеля под рекой Амур у Хабаровска и сортировочных систем станций Хабаровск-2, Уссурийск, строительство третьего главного пути на участке Архара – Тунгусский и перегоне Хабаровск-1 – Хабаровск-2. Кроме того, предлагается модернизировать 23 станции плюс перегонные пути на 75 участках, более полусотни мостов, восемь тяговых подстанций и т.д. На эти мероприятия нужно около 400 млрд рублей. 

Итоговая редакция проекта еще в стадии формирования. Как сообщил Алексей Шило, подготовить свой вариант программы по второму этапу модернизации БАМа и Транссиба РЖД намерена в первом полугодии 2018 года. 

"Cоответственно, мы выйдем на защиту в правительство РФ с этими планами", - сказал директор компании по коммерческой деятельности. 

Естественно, объемы и сроки выполнения работ по инфраструктуре будут зависеть во многом от финансовых возможностей госбюджета. 


Источник: nadv.ru

Фото: Александр Хитров / Николай Винокуров

Скачать новость в Word
Адрес страницы: http://minvr.ru:443/press-center/news/8602/