Подъем Дальнего Востока это наш национальный приоритет на весь XXI век Владимир Путин

На Дальнем Востоке созданы беспрецедентные условия экономического развития территории Юрий Трутнев

Нам выпала большая честь и огромная ответственность - развивать наш Дальний Восток Александр Галушка

Новости и события

Итоговое заседание коллегии Минвостокразвития России (СТЕНОГРАММА)

18 мая 2017 года состоялось итоговое заседание коллегии  Минвостокразвития России, посвященное подведению итогов 2016 года и задачах, поставленных на 2017 год.
 
В заседании принял участие заместитель Председателя Правительства России - полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев. С докладом выступил Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
 
А.Галушка: Уважаемые участники коллегии, в повестке дня один вопрос – итоги деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока за отчетный год. Есть ли предложения по повестке дня? Нет? Тогда считаем ее утвержденной.
Предлагаю установить следующий регламент – докладчику до 20 минут, выступающим до 7 минут.
В работе итогового заседания коллегии принимают участие:
— заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Петрович Трутнев;
— заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ирина Анатольевна Яровая;
— уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Титов Борис Юрьевич.
В работе заседания коллегии также принимают участие представители Администрации президента РФ, Правительства, Федерального Собрания, Счетной палаты РФ, Общественной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, главы регионов Дальнего Востока, представители посольств Китайской Народной Республики, Японии, Республики Корея, Республики Сингапур, Республики Филиппины, Республики Индонезия, королевства Таиланд и Корейской Народной Демократической Республики; представители бизнес-структур и общественных организаций, Русской православной церкви, а также средства массовой информации.
Слово предоставляется заместителю Председателя Правительства РФ, полномочному  представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрию Петровичу Трутневу.

Фото: пресс-службы Минвостокразвития России

Ю.Трутнев: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы с вами уже почти четыре года в этом составе Министерства по развитию Дальнего Востока занимаемся реализацией поручения Президента РФ Владимира Владимировича Путина об ускоренном развитии Дальнего Востока.
Мы не подводим сегодня итоги всех четырех лет. Тем не менее, чего, на мой взгляд, удалось за это время добиться? Прежде всего удалось добиться формирования трендов. Думаю, что было бы громко сегодня сказать о том, что мы уже добились какого-то перелома в процессах. Он только начинается. Но о трендах можно говорить достаточно уверенно. Эти тренды наметились в темпах экономического роста и в демографических процессах. Эти тренды наметились в объеме привлечения инвестиций, в заинтересованности инвесторов.
Хочу поблагодарить всех присутствующих и многих тех, кто не присутствует в зале, за эту работу, потому что она осуществляется всеми вместе – и Министерством по развитию Дальнего Востока, и другими министерствами, Правительством, а самое главное – она осуществляется инвесторами, людьми, живущими на Дальнем Востоке. Губернаторы нам помогают. Большое всем спасибо!
Теперь, возвращаясь к итогам этого года. За этот год принято семь законопроектов, 15 актов правительства, 18 законопроектов находится в стадии подготовки и принятия. Наверное, рекордны по количеству принятых законопроектов последние 2-3 года, потому что достаточно много сделано в реформировании правового пространства для того, чтобы создать условия работы на Дальнем Востоке, преодолеть инфраструктурные ограничения, ограничения, связанные с наличием человеческого капитала, и все-таки начать привлекать инвестиции на Дальний Восток.
Создано четыре территории опережающего развития, подписано 72 новых соглашения с резидентами территорий опережающего развития на общую сумму 126 млрд рублей. 142 новых резидента появилось в свободном порту Владивосток, на общую сумму 176 млрд. Всего на Дальнем Востоке в ТОРы и в СПВ за год реально привлечено 176 млрд инвестиций.
Тем не менее, наверное, на коллегии будет правильно говорить не только о том, что удается делать, но и о том, что не удается.
Нам достаточно часто наши коллеги из Счетной палаты и других контролирующих органов говорят о кассовом исполнении бюджета. Надо этим заниматься. Потому что кассовое исполнение в первом квартале, наверное, уже трудно объяснять только тем, что у нас с начала года идет проектирование, что мы возмещаем затраты инвесторам. Потому что это уже не первый год в строительстве идет. Уже можно планировать, и понятно, что деньги, которые сегодня зарезервированы на исполнении программ, в этом случае не поступают на другие жизненно важные цели.
Поскольку денег сейчас не очень много, естественно, что финансовое планирование должно быть более точным. Активно идет работа по строительству инфраструктуры в территориях опережающего развития. Но отстающие по срокам объекты тоже есть. Это территории опережающего развития «Надеждинская», «Хабаровск», «Камчатка».
Не хочу сказать, что это относится только к недостаткам в работе соответствующих работников министерства. Территории опережающего развития – это каждый раз новый живой механизм. Некоторые очень сложные. Поэтому работать будем вместе, но обращать внимание на эти вопросы, несомненно, необходимо.
Уважаемые коллеги, у нас осталось около 3 месяцев до проведения Третьего Восточного экономического форума. Первый и второй мы смогли провести, на мой взгляд, неплохо. Было интересно инвесторам, мы получили большой приток инвестиций, большой приток интереса к Дальнему Востоку, и в целом положительные отзывы от всех приглашенных. Это совершенно, к сожалению, не упрощает задачу подготовки к проведению третьего форума, потому что мы обязаны оправдывать инвестиционный интерес, обязаны сделать так, чтобы третий форум был еще более интересный.
Шансы у нас такие есть. Прежде всего они есть, основываясь на достаточно большом количестве предприятий, которые сдаются в этом году. Насколько я помню, это 65 предприятий.
Мы должны показывать практику, показывать успешность тех людей, которые уже пришли на Дальний Восток и уже сегодня работают. А для этого им надо помогать – ежедневно отвечать на те вопросы и вызовы, которые возникают в реализации инвестиционных проектов.
Еще одно событие, которое будет происходить рядом с форумом – это заседание президиума Государственного совета РФ о дальнейших мерах по ускоренному развитию Дальнего Востока. Мы тоже уже начали подготовку к нему. Заседание Госсовета позволит стратегически оценить работу и, может быть, немного вместе подумать о будущем. Потому что, на мой взгляд, мы переходим в новое качество работы. Потому что на первом этапе мы, естественно, акцентировали свое внимание прежде всего на привлечении инвестиций и создании новых предприятий. Потому что без развития экономики говорить о развитии социальной сферы достаточно сложно.
Но инвесторы сегодня уже приходят, и возникают те вопросы, которые должны были возникнуть – где будут жить люди, где дороги, где линии электропередач, где детские сады, где больницы. Эти вопросы мы будем вместе решать. И только силами субъектов мы, наверное, это сделать не сможем. Необходимо и федеральное участие. Для этого на президиуме Госсовета можно поставить соответствующие вопросы.

Фото: пресс-служба Минвостокразвития России

У нас довольно много законов, которые требуют отдельного внимания. Их еще надо продвигать, они еще только начинают работать. Это закон об одном гектаре. Сегодня согласованы последние замечания наших коллег, надеемся, что закон в ближайшее время окажется в Госдуме. Надеемся также на поддержку, потому что нам надо совершенствовать закон и добиваться того, чтобы люди получали максимум пользы от его реализации.
Надо ускорять нашу совместную работу по реализации закона о выравнивании энергетических тарифов. Его на Дальнем Востоке ждут, это тоже важно для людей. Облегченный визовый режим принят как закон, но тоже должен начать действовать.
Поэтому работы в предстоящем году, между этой коллегией и следующей, более чем достаточно. Надеюсь, что у нас все получится. Успехов!
 
А. Галушка: Спасибо большое, уважаемый Юрий Петрович. Награждения.
Распоряжениями Правительства РФ за большой вклад в социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона благодарность Правительства РФ объявлена:
— Качаеву Сергею Валерьевичу, заместителю Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока;
— Ниязметову Артуру Камиловичу, заместителю Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
Решением заместителя председателя правительства РФ полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе за большой вклад в развитие Дальнего Востока России благодарность объявлена:
— Смоляку Григорию Викторовичу, директору социального департамента Минвостокразвития России;
— Федотовскому Андрею Николаевичу, директору департамента территории опережающего развития;
— Горчаковой Елене Евгеньевне, помощнику Министра РФ по развитию Дальнего Востока;
— Соколовой Ольге Викторовне, помощнику Министра РФ по развитию Дальнего Востока;
— Джурке Руслану Викторовичу, заместителю директора бюджетного департамента Минвостокразвития России;
— Ганчихину Николаю Викторовичу, начальнику отдела транспортной инфраструктуры инфраструктурного департамента Минвостокразвития России.
Решение доведено.
И конечно, благодарность объявляется директору административного департамента Жданову Алексею Алексеевичу.  Спасибо, Алексей Алексеевич.
 
 
Ю. Трутнев: Уважаемые коллеги, спасибо за большую работу. У нас сегодня получилось, что в награждении в большей степени приняли участие работники министерства. Это не значит, что мы считаем, что только работники министерства работают. Но с губернаторами у нас свой формат, у нас есть совет при полномочном представителе, и мы встречаемся отдельно с инвесторами. Хочу еще раз всех поблагодарить,  мы оцениваем эту работу как общую и очень хорошо понимаем, что без бизнеса, общества, без властей субъектов РФ эта работа невозможна. Спасибо.
 
А.Галушка: Спасибо, уважаемый Юрий Петрович. Коллеги, у нас небольшой презентационный видеоролик предусмотрен, давайте запустим его.
 
ФИЛЬМ (Закадровый текст)
Дальний Восток – самый большой регион России. Но активно осваивать эти огромные территории с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами, лесами и выходом к Тихому океану начали лишь в 19-м веке. Здесь, на самом востоке страны, сконцентрирована половина запасов леса Азиатско-Тихоокеанского региона, более трети запасов пресной воды, водных биоресурсов и золота.
На Дальнем Востоке уживаются рядом представители растительного и животного царства, разных эпох и разных зон. Парадоксы дальневосточной тайги.
Но главное богатство региона – его жители. В середине 19-го века на территории Дальнего Востока проживало в общей сложности около 18 тысяч человек. Меньше чем за два века население увеличилось в 300 раз. В регион приехали около 5 миллионов человек. Только чтобы освоить эти огромные территории, этого недостаточно.
 — Уже в ближайшие три года нам необходимо выйти на устойчивый прирост численности населения на Дальнем Востоке. Обращаю на это внимание Правительства, всех министерств и ведомств. Мы должны нацелить, сфокусировать на решении этой задачи наши государственные программы, прежде всего, конечно, в экономике. Демографические программы, социальные программы, жилищную политику, здравоохранение и образование. (В.В. Путин)
Территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, инфраструктурная поддержка, льготное финансирование инвесторов. Благодаря этим новым инструментам развития на Дальнем Востоке впервые за десятилетия стали строиться новые предприятия. Всего более полутысячи новых проектов, которые создадут до 100 тысяч рабочих мест для дальневосточников.
— Уверен, что Дальний Восток с его земельными, морскими ресурсами способен стать одним из ведущих, крупнейших поставщиков качественного, экологически чистого продовольствия для АТР – региона, где живет почти 60% населения нашей планеты. (В.В. Путин)
Дальний Восток сегодня – это крупнейший плацдарм международного сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь проходят крупнейшие в мире железнодорожные транспортные магистрали и Северный морской путь – кратчайший водный отрезок, соединяющий Азию и Европу. Здесь по соседству расположены крупнейшие экономики АТР, территории, где проживают 4 миллиарда человек.
В прошлом регион романтиков и первопроходцев, теперь он притягивает людей культурой, природой, и самое главное – возможностями, которые открываются для тех, кто не боится попробовать что-то новое.
С февраля 2017 года каждый гражданин России может бесплатно получить гектар земли в том месте, которое он сам выберет, и использовать его так, как сам определит. Закон вызвал не просто большой интерес. Благодаря этой инициативе в скором времени в регионах могут появиться около 50 новых населенных пунктов, состоящих из дальневосточных гектаров. Такого заселения макрорегион не помнит больше полувека.
По мнению самих жителей, больше всего они гордятся своим морем и его ресурсами, нетронутой природой, Тихоокеанским флотом. Каждый второй отдельно подчеркивает: гордость – это дальневосточный характер. Люди, которые каждый день на краю земли первыми встречают новый день и задают его ритм. Сильные, выносливые, терпеливые, добродушные и гостеприимные, они чувствуют себя частью самой большой страны в мире и каждый день убеждаются в этом.
— Судьба Дальнего Востока неотделима от судьбы России. Именно так считали наши предки, которые осваивали дальневосточные земли и принесли славу отечеству. Мы начали новый исторический этап развития наших восточных территорий. Он рассчитан на десятилетия вперед. Задача, которую предстоит решить на Дальнем Востоке, беспрецедентна по своему масштабу и значению. Мы прекрасно осознаем свою громадную ответственность перед гражданами России и перед будущими поколениями страны. Я абсолютно убежден в осуществлении всех планов, которые мы наметили. Уверен в успехе нашего Дальнего Востока (В.В. Путин).
(Аплодисменты)
 
А.Галушка: Уважаемый Юрий Петрович, уважаемые участники итогового заседания коллегии Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. Хочу отметить, что мой сегодняшний доклад – это отчет о работе команды. Команды единомышленников, которая искренне и добросовестно старается развивать наш Дальний Восток. Убеждены, что только настоящая, сплоченная команда способна решать задачи такого масштаба и сложности, как подъем и развитие Дальнего Востока, которые президентом России определены в качестве национального приоритета на весь 21-й век.
Сегодня мы подводим итоги работы за год с момента предыдущей коллегии, она у нас прошла 2 июня 2016 года. И за этот год на Дальнем Востоке стали воплощаться решения, которых он ждал десятилетиями. Люди получают бесплатно землю и новые рабочие места, инвесторы – налоговые льготы и необходимую инфраструктуру, экономика – низкие тарифы на электроэнергию. Работодатели – помощь в привлечении трудовых ресурсов. Социальная сфера и инфраструктура – приоритет в соответствующих государственных программах.
Наш богатейший биоресурсный потенциал, который есть на Дальнем Востоке, связывается с развитием рыбопереработки и судостроения. Такие особые территории, как Курилы, Комсомольск-на-Амуре, город Свободный в Амурской области, особое внимание федерального центра, комплексные планы и ресурсы для развития. За всем этим стоит новая модель развития Дальнего Востока, в основе которой международная интеграция со странами АТР, создание глобальных конкурентоспособных условий экономического развития, условий инвестирования ведения бизнеса, ставка на частные инвестиции, малый и средний бизнес, развитие конкуренции.
Именно на этом основано - комплексное развитие территорий, новое качество жизни, увеличение численности населения на Дальнем Востоке.
Особо отмечу, что за всем происходящим на Дальнем Востоке уже сегодня стоит системная нормативно-правовая база, которой не было три года назад. Юрий Петрович уже упоминал, принято 14 принципиально новых федеральных законов, причем 7 из них принято за прошедший год. При этом это такие сложные, в полном смысле новаторские законы, как закон о территориях опережающего развития, свободном порте Владивосток, дальневосточном гектаре, снижении цен на электроэнергию, электронной визе для иностранцев, прибывающих на Дальний Восток.
В лице заместителя председателя Госдумы Ирины Анатольевны Яровой, которая является одним из руководителей российского парламента, депутатов, которые здесь присутствуют, хочу поблагодарить весь наш российский парламент, всех депутатов за такую очень плодотворную совместную работу. Уверены, она и в дальнейшем будет именно такой. Спасибо вам большое.
Подчеркну: все эти законы работают. За ними конкретные дела и результаты. Остановлюсь на них подробнее. В 2016 году на Дальнем Востоке сложилась лучшая за 25 лет демографическая динамика. Сокращение оттока численности населения в 2016 году по сравнению с 2015 составило почти в два раза, по сравнению с 2014 – в три раза. За 25 лет ничего подобного на Дальнем Востоке не происходило.
Подчеркну – нам, конечно, нужно не сократить отток населения и остановить его, нам нужен приток жителей на Дальнем Востоке. Чтобы люди приезжали сюда, обустраивались, находили работу, создавали семьи, рожали деток, были счастливы.
Сегодня по поручению Правительства РФ идет работа над особыми, учитывающими специфику Дальнего Востока, первоочередными мерами по стимулированию рождаемости и миграции граждан России на Дальний Восток.
Отмечу наиболее важные из них. Это специальный ипотечный продукт для покупки жилья на первичном рынке недвижимости, со ставкой до 7% годовых. Этот продукт мы планируем запустить уже в этом, 2017 году. Выплаты молодым семьям, направляемые на снижение процентной ставки при рождении первого и второго ребенка, и полное погашение ипотечного кредита при рождении третьего ребенка. Расширение перечня направлений использования материнского семейного капитала для жителей Дальнего Востока. Предоставление дополнительных налоговых льгот работающим родителям и многодетным семьям. Меры по переселению большего числа соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе наших старообрядцев. Компенсация стоимости переезда, провоза багажа, временного проживания и подъемные для работников и членов их семей при переезде на Дальний Восток.
На приток населения направлен и проект «Дальневосточный гектар». Год назад на коллегии мы говорили о старте проекта. Год назад у нас не было оформлено еще ни одного земельного участка, и были только поданы первые заявки. Сегодня подано уже 90 тысяч заявок, и 16 тысяч земельных участков передано в пользование, причем по принципиально новой модели получения людьми земли.
Чтобы получить участок просто, быстро, удобно, достаточно зарегистрироваться на портале госуслуг, отобразить на сайте НаДальнийВосток.рф границы желаемого земельного участка, направить электронное заявление, получить в течение 33 рабочих дней решение и подписать договор.
Многие из нас сталкивались с тем, сколько времени, сил, процедур занимает получение земли в России, к сожалению. Вот на Дальнем Востоке это уже сегодня по другому, причем в практике, которая уже сегодня измеряется 16 тысячами земельных участков, которые переданы по такой процедуре.
Более того, на достигнутом мы не останавливаемся. Уже сегодня с нашими коллегами из компании Росатом подготовлены технологические предложения по сокращению срока предоставления земельных участков на Дальнем Востоке в два раза.
До конца года мы ожидаем не менее 130 тысяч заявок. Люди берут землю для строительства дома, личного подсобного хозяйства, ведения бизнеса, и на этом этапе наша главная задача – помочь людям деньгами, построить инфраструктуру, обеспечить удобный доступ к мерам поддержки, которые есть у государства.
24 апреля этого года стартовал специальный кредитный продукт для получателей дальневосточного гектара. Это потребительский кредит до 600 тысяч на срок до 5 лет и ставке 8-10% годовых. В этом году планируется направить на этот кредитный продукт 3 млрд рублей. Регионы также подключаются. Например, единовременную выплату на освоение земли дает Хабаровский край.
Места, где концентрируется 30 и более дальневосточных гектаров, будут в первоочередном порядке подключаться к инфраструктуре, к ним будут подводиться дороги, электричество, вода. Амурская область, Хабаровский край, Сахалинская область уже корректируют свои инфраструктурные планы, исходя из появления, по сути, новых населенных пунктов на Дальнем Востоке.
Напомню, по поручению Правительства РФ все регионы Дальнего Востока до 15 июня должны завершить эту работу и принять необходимые решения по первоочередному созданию необходимой инфраструктуры в местах компактного размещения дальневосточных гектаров.
Систематизировано более 30 мер государственной поддержки получающих землю на Дальнем Востоке. Они сфокусированы на конкретные цели – создание фермерского хозяйства, открытие мини-гостиницы, строительство жилого деревянного дома.
По решению Правительства также до 15 июня наши регионы оптимизируют свои меры поддержки с целью их стыковки с предоставлением дальневосточного гектара.
Уважаемые коллеги, на привлечение и укоренение жителей на Дальнем Востоке нацелены и новые механизмы экономического развития. Это территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, инфраструктурная, финансовая, административная поддержка инвестиционных работ, проектов.
Все это имеет свое понятное человеческое измерение. Новые рабочие места, работа для людей. Благодаря этим новым инструментам на Дальний Восток уже сегодня привлечено более 2,3 трлн рублей прямых инвестиций. Из них подавляющее большинство, 2,2 трлн рублей – частные инвестиции. То есть на 1 рубль бюджетных средств мы получаем 22 рубля частных вложений. Это лучший на сегодняшний день показатель эффективности применения бюджетных денег. За суммой в 2,2 трлн рублей стоят 611 новых инвестпроектов, это новые заводы со сроком запуска до 2025 года. Разный срок запуска, но по этим проектам он не позже 2025 года.
Все они позволяют создать 100 тысяч новых рабочих мест на Дальнем Востоке. Важно, что эти новые инвестиции диверсифицируют структуру экономики Дальнего Востока, так как 84% из них не связаны с добычей природных ресурсов. Это промышленное производство, сельское хозяйство, логистика, туризм, и т.д.
При этом, хочу особо отметить, 325 проектов на 1,2 трлн рублей, то есть более половины, уже сегодня – это обязывающие инвестиционные соглашения с четкими планами и графиками реализации. 225 из них с суммой инвестиций 750 млрд рублей вышли на фазу строительно-монтажных работ. Еще 100 проектов на 450 млрд рублей находятся в фазе проектирования.
Уже до конца этого года будет запущено накопленным итогом 85 новых предприятий, с объемом фактически осуществленных инвестиций более 110 млрд рублей и 5,5 тысячами новых рабочих мест. Это такие проекты, как запуск добывающего предприятия на Наталкинском золоторудном месторождении в Магаданской области. Два деревоперерабатывающих предприятия в Хабаровском крае. Первая очередь крупнейшего на Дальнем Востоке животноводческого комплекса в Приморье, и свиноводческие комплексы на Камчатке и Сахалине. Маслоэкстракционный завод в Амурской области, фабрика по производству бриллиантов в Приморье. Тепличные комплексы в Якутии, на Сахалине, в Хабаровском крае. Множество малых и средних производств и логистических комплексов.
В ближайшие три года будет запущено более 280 предприятий, которые создают 34 тысячи новых рабочих мест. Наша безусловная задача – обеспечить их инфраструктурой вовремя и с минимальными затратами бюджетных ресурсов.
Сегодня на Дальнем Востоке, прежде всего усилиями Корпорации развития Дальнего Востока, создается более ста таких объектов инфраструктуры. Это 350 км новых дорог, 550 км линий электропередач, 170 км линий водо-, тепло- и газоснабжения. 30 объектов инфраструктуры уже строятся, по 35 завершается проектирование, по 44 оно в активной стадии. Год назад о таких масштабах строительства мы не говорили.
Мы будем и дальше наращивать темпы, исходя из потребностей инвесторов, которые приходят работать на Дальний Восток. Это обязанность государства. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 56 млрд рублей бюджетных ассигнований, что в два раза больше по сравнению с суммами 2014-2016 годов.
Кроме создания инфраструктуры, в работе с инвесторами не менее важно выстроить качественную клиентоориентированную работу на всех этапах, помогать в создании и запуске новых производств. 611 новых инвестпроектов – это довольно существенный объем ежедневной работы. Принципиально новым предметом взаимодействия станет современная система сопровождения инвестиционных проектов, которую уже сегодня запускает агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Она позволит в режиме онлайн решать проблемы инвесторов, а инвесторам не бегать по кабинетам. Достаточно будет одного личного кабинета инвестора в этой информационной системе. Как я уже сказал, она уже начала работать, и в течение месяца планируется ее переход в режим промышленной эксплуатации.
Отмечу – привлеченные 2,2 трлн рублей частных инвестиций на Дальний Восток – не разовая акция. Новые инвестиции будут привлекаться на постоянной основе. Так, до конца 2017 года мы рассчитываем выйти на объем привлеченных инвестиций в 4 трлн рублей. Как мы это сделаем?
Прежде всего мы должны быть конкурентоспособны по условиям инвестирования и ведения бизнеса. Дальний Восток граничит с самыми динамично развивающимися регионами мира, АТР, и нам важно конвертировать, что не раз отмечалось, ту экономическую мощь, с которой мы граничим на Дальнем Востоке, в подъем и опережающее развитие наших восточных территорий.
И сделать это можно только в одном случае – если мы будем конкурентоспособны не с точки зрения абстрактного лозунга, а с точки зрения предметной и целевой работы, естественно, в сравнении с нашими странами-соседями по АТР.
Что это означает практически? Что налог на прибыль, например, у нас должен быть не более 11%, как в Южной Корее, страховые взносы – не более 10%, как в Японии. Сроки получения разрешения на строительство – не более 26 дней, как в США, а таможенные процедуры – как в Сингапуре. Это и есть практическая конкурентоспособность. А механизмы, которые ее обеспечивают, заработали. И они об этом. Ни в коем случае нельзя на месте стоять.
5 мая на совещании у председателя Правительства мы рассматривали первые итоги работы территории опережающего развития, и отдельно обратили на этот вопрос внимание. Дано соответствующее поручение председателем Правительства министерству – подготовить предложение по усилению преференциальных режимов с учетом тех реалий развития подобного рода инструментов, которые сегодня фактически складываются в АТР. И работу эту, конечно, нужно проводить на постоянной основе.
Имея в виду, что в Китае запущена третья волна создания так называемых особых экономических зон; имея в виду, насколько гибко действуют наши китайские коллеги, дифференцируя те особые экономические зоны, принимая отдельные законы по каждому из них, экспериментируя в регуляторных режимах и в преференциях. Отбирая лучшее и тиражируя потом в  масштабе страны. Или то, что делает Япония сегодня, увеличивая преференциальные режимы в так называемых стратегических зонах хозяйствования. Да и Корея с Сингапуром не отстают.
Это постоянная, непрерывная работа, и очень важно с точки зрения привлечения новых инвестиций быть конкурентоспособными и обеспечивать это соответствующими законами и режимами.
Во-вторых, в 2017 году мы продолжим создание новых территорий опережающего развития, там, где есть запрос со стороны инвесторов, где это им необходимо. Напомню, 2,5 месяца назад была создана ТОР «Нефтехимический». Будет реализован крупнейший на Дальнем Востоке и стратегически важный для экономики всей страны инвестиционный проект – строительство восточного нефтехимического комплекса с объемом инвестиций в 650 млрд рублей и созданием 4,5 тысяч новых рабочих мест.
До конца этого месяца будет утверждено создание ТОР «Свободный» в Амурской области, крупнейший в России газоперерабатывающий и газохимический комплекс строится у нас на Дальнем Востоке в Амурской области. На самом деле колоссальный объем инвестиций. Только начальных инвестиций двух крупных компаний, Газпрома и Сибура, более 1,2 трлн рублей. Это много для любого без исключения региона мира. Для таких крупных проектов в этом году мы увеличим сроки действия налоговых льгот. Соответствующий законопроект подготовлен по поручению президента и уже внесен в Правительство РФ.
Кроме того, до конца 2017 года мы обеспечим принятие решения о создании ТОРа на острове Русский в Приморском крае. Уже 8 инвесторов подтвердили свое желание реализовать здесь свои проекты на сумму 50 млрд рублей. Среди них – Центр ядерной медицины, инженерный центр ДЦСС, новые гостиничные и туристические комплексы. По поручению президента России концепция развития острова Русский уже внесена в Правительство. Ожидаем ее принятия также до конца этого месяца.
В-третьих, мы будем расширять границы и совершенствовать режим свободного порта Владивосток. Напомню, с 1 октября 2016 года, как мы и обещали на прошлой коллегии, в круглосуточном режиме заработали пункты пропуска в свободном порту Владивосток. Вместо множества контролеров введен единый контрольный орган при работе на границе, и это тоже во многом эксперимент, так как это сегодня сделано только в свободном порте Владивосток.
Постановлением Правительства сокращены сроки государственного контроля на таможне, установлено их предельное значение, введено электронное декларирование грузов. 7 марта этого года принят важный закон, призванный стать серьезным стимулом для развития туризма на Дальнем Востоке и привлечения инвесторов – о введении электронной визы для иностранных граждан. Подобного механизма в России не существовало. Впервые он вводится на Дальнем Востоке.
Получить такую визу смогут жители 18 стран, соответствующее распоряжение Правительства подписано, в том числе Китая, Японии, Индии, Сингапура, просто заполнив анкету на сайте МИДа, получив ответ в течение 4 дней, взяв загранпаспорт, купив билет во Владивосток для начала, и прилететь к нам в наш Приморский край на срок до 8 дней.
В этом году мы планируем распространить режим свободного порта Владивосток еще на 4 муниципальных образования – Елизовский район Камчатского края, Углегорский городской округ Сахалинской области, городской округ Хабаровск и Советско-Гаванский муниципальный район в Хабаровском крае.
Кроме того, мы введем новый порядок предоставления земли инвесторам свободного порта. Снимутся барьеры, с которыми сегодня сталкиваются предприниматели. В этом месяце завершится согласование соответствующего законопроекта, и он по поручению президента России будет внесен в Правительство РФ.
Четвертое – будем расширять перечень крупных инвестпроектов, получающих федеральную субсидию на создание внешней инфраструктуры. С учетом значительного спроса на государственную инфраструктурную поддержку на Дальнем Востоке уже подготовлен законопроект. Инвесторы, которые вкладывают свои инвестиции в развитие внешней инфраструктуры, будут получать налоговые льготы, необходимые и достаточные для окупаемости этих инвестиций. И перед нами стоит задача до конца года обеспечить принятие этого закона.
В-пятых – продолжится практика выдачи малому и среднему бизнесу длинных и дешевых кредитов. Сегодня в рамках специального кредитного продукта выдано 226 таких кредитов на сумму 2,7 млрд рублей по средней ставке 11% годовых. До конца года планируется увеличить их количество до тысячи, а сумму – до 10 млрд рублей.
В-шестых – важным инструментом повышения инвестпривлекательности Дальнего Востока является снижение цен на электроэнергию, снижение тарифов до среднероссийского уровня. Напомню, что в 2016 году это значение составляло 3 рубля 19 копеек за киловатт-час. Это тоже было нашим обязательством на прошлой коллегии. Закон, призванный восстановить элементарную экономическую справедливость, упразднить тарифную дискриминацию и ценовое неравенство для Дальнего Востока, принят и должен заработать с 1 июля. Соответствующие подзаконные акты готовятся.
По оценкам экспертов, совокупное снижение издержек дальневосточных предприятий составит около 40 млрд рублей ежегодно. Это еще один дополнительный инвестиционный ресурс развития.
Седьмое – продолжим повышать инвестиционную привлекательность и стимулировать приток частных инвестиций в ключевые для Дальнего Востока отрасли экономики. В Правительстве завершается работа над подзаконными актами о порядке предоставления инвестиционных квот на вылов рыбы. В них зафиксирован приоритет Дальнего Востока. Те, кто будет строить новые рыболовные суда на дальневосточных верфях и новые перерабатывающие заводы на Дальнем Востоке, получат больше квот на право вылова рыбы.
До Восточного экономического форума мы планируем запустить новый электронный сервис по выбору морских участков для аквакультуры. Это будет открытый, удобный, подчеркну, конкурентный механизм. Любой инвестор сможет выбрать очищенную от всех правовых ограничений акваторию на электронной карте, подать заявку в электронном виде, и в течение 10 дней на него будет объявлен электронный аукцион. Таким образом мы решим проблему, когда заинтересованный бизнес годами не имел доступа к воде.
Также завершается работа над механизмом тарифных квот на экспорт леса, для тех, кто производит продукцию из древесины глубокой переработки. Это стимулирует прирост инвестиций в лесопереработку, подтолкнет выход отрасли из тени. Этого решения отрасль ждет уже более 10 лет. Мы должны запустить такой механизм.
Приход на Дальний Восток первых инвесторов, в том числе из Индии, в алмазоогранку и производство ювелирных изделий подтолкнуло нас посмотреть барьеры и в этой сфере. Их, к сожалению, немало. Совместно с коллегами, компанией  «Алроса» подготовлен комплекс конкретных налоговых, финансовых и административных мер по развитию этой отрасли. В ближайшее время планируется их утверждение распоряжением Правительства РФ.
Восьмое. На постоянный приток новых инвестиций в Дальний Восток нацелена особая система институтов развития Дальнего Востока. Она заработала за истекший год полноформатно, включает в себя Корпорацию развития Дальнего Востока, которая строит инфраструктуру и не только, выступает одним окном для инвесторов, и вправе в случае возникновения у инвесторов спора с контрольными органами власти подать иск в защиту его интересов, так называемые иски в защиту интересов третьих лиц.
Это агентство Дальнего Востока по развитию человеческого капитала, которое решает проблему обеспечения трудовыми ресурсами дальневосточных проектов и уже помогло 167 инвесторам-работодателям, трудоустроив 5335 человек. Агентство выполняет важную роль в рамках проекта дальневосточного гектара, сопровождая его.
Также агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, которое на регулярной и постоянной основе продвигает все эти новые возможности для инвесторов, и находит их, привлекает на Дальний Восток. В портфеле агентства сегодня проекты перспективных новых инвестиций на сумму более 1 трлн рублей. Агентством и международным банком Японии Джейбик вместе с фондом развития Дальнего Востока учреждена совместная компания по привлечению японских инвесторов на Дальний Восток. Она начинает свою работу летом этого года во Владивостоке.
В Китае наше агентство открыло свое постоянное представительство, и мы видим, что это уже позволило расширить портфель проектов с участием китайского капитала с 3 до 6 млрд долларов. Аналогичные механизмы готовятся к запуску с Республикой Корея, Индией и рядом других стран.
Второй раз в прошлом году прошел Восточный экономический форум. Это еще один очень важный инструмент развития Дальнего Востока, усиления интеграции России со странами АТР. На форуме новая повестка, которая сегодня реализуется Россией на Дальнем Востоке, была по достоинству оценена международным сообществом.
Напомню, наряду с нашим Владимиром Владимировичем Путиным в форуме приняли участие лидеры Японии и Республики Корея, и также представительные бизнес-делегации этих стран. И из их уст мы услышали, что то, что сегодня делается на Дальнем Востоке, кардинально расширяет возможности экономического сотрудничества. Не мы, а они говорили о территориях опережающего развития, свободном порте Владивосток, о тех мерах по поддержке инвестиций, которые предпринимает Россия на Дальнем Востоке, и оценивали их высоко.
Форум получил свое международное признание, хотя проводился второй раз в истории. Дальневосточная повестка государства Российского получила высокую международную оценку, а сам форум в очередной раз разрушил миф о возможности экономической изоляции России.
Также мы последовательно развиваем экономическое сотрудничество с Китайской Народной Республикой. В конце 2016 года создана новая межправительственная комиссия по развитию Дальнего Востока России и северо-востока Китая, которую возглавили вице-премьеры двух стран – Юрий Петрович Трутнев и господин Ван Ян.
В конце года, 27 декабря, Правительство утвердило программу развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» из северо-востока Китая в наши порты Приморья. Очевидна взаимная выгода этого проекта. Китайские грузоотправители экономят на расстоянии, мы зарабатываем на грузовой базе. По оценке международных экспертов, до 45 млн тонн потенциальный объем этой грузовой базы, и до 30 млрд рублей прямых инвестиций мы можем привлечь на начальном этапе благодаря развитию этих транспортных коридоров. Это яркий практический пример взаимовыгодного сопряжения Евразийского экономического союза и концепции «Один пояс – один путь» на Дальнем Востоке.
В июле в ходе официального визита председателя КНР господина Си Цзиньпиня мы планируем подписание межправительственного соглашения о развитии транспортных коридоров, которое с российской стороны прошло все согласования и официально направлено китайским партнерам.
Уважаемые коллеги, очевидно, что устойчивое развитие экономики невозможно без качественной социальной сферы. Сегодня мы видим положительную динамику по социальным аспектам развития Дальнего Востока в целом. Во всех регионах обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования детей 3-7 лет, на 13% снизилась младенческая смертность, на 16% смертность от туберкулеза. Снизилась смертность и от болезней кровообращения и новообразований.
Как показывают регулярные встречи с людьми и социологические опросы, дальневосточников волнуют проблемы здравоохранения, дороговизна и низкое качество жилья, жилищно-коммунальных услуг, плохая транспортная доступность, недостаточный уровень развития системы образования. Для того, чтобы эти и многие другие проблемы, которые есть и которые копились десятилетиями на Дальнем Востоке, решались, а сам Дальний Восток финансировался государством не по остаточному принципу, как это, объективности ради, по целому ряду направлений имело место длительное время, Правительством РФ в прошлом году было принято системное решение об инструментах комплексного и опережающего развития Дальнего Востока по самым разным направлениям.
В соответствии с постановлением Правительства РФ, которое было утверждено 7 ноября, № 1137, в обязательном порядке установлены нормативные требования к государственным программам Российской Федерации. И в этих программах должен выделяться свой обособленный раздел по ускоренному развитию Дальнего Востока. Установлены нормативные требования к такому разделу. Он должен обеспечивать опережающее развитие, дано понятие, что это такое. Не абстракция какая-то, а достижение положения дел в соответствующей сфере не ниже среднероссийского, или – и такое тоже нормативное требование есть – не хуже, чем в странах-соседях.
Установлено, что в этом специальном разделе должны быть цели для Дальнего Востока, мероприятия и соответствующее финансирование. Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил перечень из 27 государственных программ, а президент России, проводя в декабре Совбез по вопросам экономической безопасности, отдельно обратил внимание на то, что должно быть адекватное финансирование этих специальных «дальневосточных разделов» в госпрограммах.
С 1 января впервые все это заработало на Дальнем Востоке. Впервые мы в первом квартале 2017 года прошли тур выделения этих разделов в самых  разных госпрограммах. Из 27 в 20 госпрограммах эти разделы выделены. Это уже сегодня дает нам понимание того, что 640 млрд рублей бюджетных инвестиций в ближайшие 10 лет будут направлены в конкретные отрасли и на конкретные проекты на Дальнем Востоке.
Уже сейчас благодаря той работе, которая была проведена, восстановлено ранее сокращенное финансирование на мероприятие, связанные с БАМом и Трассибом. А это 88,7 млрд рублей. Включены приоритетные объекты регионов Дальнего Востока в сфере здравоохранения, культуры, туризма и спорта. Например, в госпрограмме здравоохранения, в ее утверждаемой части, обязательной к исполнению, предусмотрен 41 приоритетный объект здравоохранения, крупнейший из которых – онкологический и кардиологический диспансер в городе Якутске; краевая камчатская больница; детский больничный комплекс в городе Комсомольск-на-Амуре; центр протонной терапии в Хабаровске; онкологический диспансер и родильный дом в Магадане.
Коллеги-губернаторы знают, сколько лет они над этими объектами бились – годами, имея даже прямые поручения президента. Теперь эти объекты в госпрограмме и обязательны к исполнению.
Более того, в госпрограмме развития спорта 8 таких объектов. Культуры и туризма – 15 объектов, и уже подготовлены изменения по дополнению указанного перечня двумя объектами Еврейской автономной области. Готовится и еще ряд изменений к этой программе развития культуры и туризма.
Мы обязаны довести эту работу до конца. Работу, связанную с полноценным, соответствующим нормативным требованиям, выделением «дальневосточных разделов» госпрограмм. Хочу отметить, что итоги первого этапа приоритизации госпрограмм на Дальний Восток и выделение соответствующих разделов были специально рассмотрены отдельным вопросом на заседании Правительства РФ 27 апреля.
Председателем Правительства РФ по итогам этого рассмотрения на заседании с участие всех членов кабинета министров поставлена задача – завершить формирование «дальневосточных разделов» госпрограмм, устранить несоответствия нормативным требованиям в тех случаях, когда они допущены, до 1 августа 2017 года.
27 декабря 2016 года аналогичный механизм приоритизации деятельности на Дальний Восток был принят Правительством РФ в отношении госкомпаний, компаний с госучастием и госкорпораций. Постановление Правительства № 1502 было утверждено.
Инвестиционные программы госкомпаний, компаний с госучастием и госкорпораций подлежат, в соответствии с этим постановлением, согласованию с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, а само постановление установило порядок такого согласования.
Нам это нужно для решения очень конкретных вопросов дальневосточников. Когда мы видим позитивный опыт работы компании Аэрофлот, и уже сегодня можно за 22 тысячи рублей купить билет туда и обратно из Москвы во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, в Магадан, если сделать это несколько заблаговременно.
Но нам же надо, чтобы и в Благовещенск был такой плоский тариф, и в Анадырь, и в Якутск чтобы можно было прилететь на таких же условиях. И конечно, согласовывая соответствующую программу этой компании, мы самое пристальное внимание будем на это обращать. Или на то, чтобы при работе компании, нашего института развития АИЖК, льготная ипотека была для Дальнего Востока. РЖД устанавливало бы возможные скидки на свои тарифы для перевозки дальневосточных грузов.
Такой механизм в силу постановления Правительства сегодня сформирован. В Правительстве завершается процедура подготовки соответствующей директивы этим компаниям, и в этом году он также начнет работать.
Важно отметить, что для повышения результативности государственных инвестиций синхронной работы федеральных органов исполнительной власти, ключевых госкомпаний, наших дальневосточных регионов, бизнеса - формируются комплексные планы социально-экономического развития дальневосточных территорий.
Мероприятия и перечень объектов комплексных планов лягут в основу «дальневосточных разделов» государственных программ и планов развития госкомпаний. Фактически это, я бы сказал, техническое задание с позиции каждого конкретного региона Дальнего Востока на приоритизацию той или иной госпрограммы.
И отмечу, что кроме постановления Правительства РФ №1137 утвержден приказ Министерства по развитию Дальнего Востока, который зарегистрирован в Минюсте, является также нормативным требованием, и этот приказ установил требования к форме и структуре специального раздела. И одним из требований, о котором стоит здесь сказать, является требование о том, что не просто в целом на Дальний Восток нужно выделить раздел, а по каждому региону Дальнего Востока. Для каждого из 9 субъектов РФ, которые входят в ДФО, должен быть свой раздел и понимание того, как эта программа работает в каждом конкретном регионе Дальнего Востока.
И в этой связи те комплексные планы, которые мы готовим сегодня с регионами, формируют понятное техническое задание на эту работу и представляют собой региональную проекцию всей этой работы.
У нас есть пример такой работы, это комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре. По духу и смыслу именно по такой методике он и исполнен. В 2016 году началось в рамках этого плана финансирование 17 объектов капитального строительства, предусмотренных планом. На эти цели выделен 1,6 млрд рублей. В первый год реализации плана завершено строительство современного комплекса водоочистки, создан центр помощи малому и среднему бизнесу. Для обеспечения предприятий кадрами необходимой квалификации открыт межрегиональный центр профессиональных компетенций, начата реконструкция здания для создания первой на Дальнем Востоке инженерной школы.
В текущем году завершится реконструкция местного драматического театра.
Поручение Правительства РФ вышло, Дмитрий Анатольевич Медведев его подписал, такой же план мы готовим для города Свободный в Амурской области. В июне вносим в Правительство РФ.
Все это – новые подходы, новые методы работы с госпрограммами, с госкомпаниями, с федеральными целевыми программами, которые предполагают не абстрактное образное распределение субсидий регионам, а прицельную, ориентированную на результат работу Правительства РФ в целом. И в Правительстве России по поручению президента такое решение приняли.
Уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что находимся только в самом начале большого пути.
Президент России, определяя подъем и ускоренное развитие нашего Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь 21 век, очень точно сказал. Именно на весь 21 век, потому что работы здесь на век хватит, территория огромная, задач много. Но это ни в коем случае не значит, что мы к их исполнению приступим в середине века. Только работая напряженно сегодня и сейчас, добросовестно и профессионально каждый день, мы можем развить наш Дальний Восток в исторической перспективе.
Важно, как относится общество к той работе, которая проводится. Крайний опрос ВЦИОМ показал, что 70% граждан считают, что Дальний Восток является перспективной территорией или станет таковой в будущем, и связывают развитие всей России с развитием наших дальневосточных территорий. Видят здесь перспективу страны, видят здесь перспективу будущего.
И, конечно, выполнить те задачи, которые ставит перед нами президент РФ, оправдать то доверие, ту надежду, которая сегодня есть в российском обществе по отношению к дальнейшему развитию Дальнего Востока – это огромная ответственность и большая честь, в этом дух и смысл всей нашей работы. Благодарю вас за внимание.
Уважаемые коллеги, мы приступаем к обсуждению. Оно запланировано в довольно демократичном формате. Всем, кто хочет выступить, слово будет предоставлено, мы обязательно это сделаем для всех, кто пожелает высказаться.
Хотелось бы предоставить слово Ирине Анатольевне Яровой, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Я уже говорил о той большой работе, которая была проведена парламентом России, приняты новые законы. Более того, Госдума утвердила официальное постановление по развитию Дальнего Востока. 11 января был парламентский час, насколько я понимаю, впервые в длительной истории посвященный Дальнему Востоку. Спасибо вам большое за такое внимание к нашему Дальнему Востоку.
 
И.Яровая: Спасибо большое. Уважаемый Юрий Петрович, уважаемая коллегия, вы знаете, наверное, очень символично, что ведущее российское агентство «Россия сегодня» собрало коллегию Дальнего Востока. Я, честно говоря, не знаю прецедентов, чтобы кто-то из министерств проводил публичную коллегию в таком формате.
Почему это принципиально важно? Действительно, стратегический приоритет развития Дальнего Востока для России заявлен как геополитический приоритет. И это гораздо больше, чем просто решение внутренних вопросов экономического и социального развития. Это еще и вопрос безопасности, это вопрос национального суверенитета, это вопросы настоящего и будущего.
Поэтому, если позволите, я бы сконцентрировала свое выступление на некоторых предложениях. Да, действительно, сегодня, и во многом именно благодаря позиции Юрия Петровича, позиции министра, очень наступательно, в хорошем смысле, идет работа вместе с парламентом по формированию новых институтов, новых правил, появлению преференций, которых не существовало ранее именно для Дальнего Востока.
Но, наверное, назрела пора и к тому, чтобы провести некую ревизию совершенствования того, что уже работало давно, но требует обновления. Сегодня социальный приоритет будет выходить на первое место,  в том числе темы образования, здравоохранения, культуры, экологии.
Кстати говоря, мы встречаемся в Год экологии, а для Дальнего Востока это актуально, как и для всей страны. Наверно, стоит посмотреть на то, насколько рационально у нас сегодня государство тратит средства на такие программы, которые очень любит Дальний Восток, но который требуют совершенствования, например, сейсмоукрепление.
Быть может, есть смысл отказаться от того, чтобы строить сваи вокруг старых домов? Может быть, есть смысл принять политическое решение о том, что программа сейсмоукрепления означает снос этих домов и строительство новых. Это гораздо более рачительно, гораздо более эффективно. Более того, это снимает множество коррупционных неумных и опасных решений.
Более того, это снимает и социальное напряжение людей, потому что когда мы ведем прием граждан и приходят люди, которые говорят о том, что первый этаж уже наполовину ушел в землю, но вокруг строят сваи, и когда мы даем цифры о том сколько государство тратит миллионов и миллиардов на то, чтобы это укрепить – это не находит понимания и не может найти.
Это говорит о том, что этот механизм правильный, но устаревший, он требует совершенствования, он требует новых качественных подходов. Конечно, работая по каждому субъекту родного Дальнего Востока, могу сказать, что очень старое решение, правильное государственное решение о разделе продукции тоже требует совершенствования. В силу того, что изменяются геополитические условия, и того, что бюджет страны по новому курсу получает гораздо большие средства – но затраты региона, который по этому соглашению несет свою долю обязательств, несоизмеримо возросли – наверное, есть смысл сбалансировать эти решения.
И, наверное, это нужно делать не только через обращения депутата, губернатора и работу индивидуально с Правительством, с Министерством энергетики, с Минфином. Наверное, надо выйти на системные решения, которые будут работать как правила, будут идти как локомотив, которые не требуется останавливать на каждой станции и звать регулировщика. Это должно быть в автоматическом режиме.
Еще один важный вопрос – плоские тарифы. Не скрою, что ведется постоянная работа с руководством «Аэрофлота». Но, коллеги, сегодня есть необходимость на межведомственном уровне актуализировать проблему стоимости затрат, которые предъявляются аэропортами. Потому что если авиакомпания дает плоский тариф и фактически берет на себя социальное обязательство, которое не должна брать – то, наверное, для аэропорта, который принимает самолеты по плоскому тарифу, было бы нелогично взвинчивать цены на обслуживание.
И Федеральная антимонопольная служба, которой делегированы полномочия согласования этих тарифов – наверное, это вопрос, который требует уже нашего участия, Юрий Петрович. Я думаю, есть смысл подключиться к этим вопросам.
Потому что «Аэрофлот» готов увеличивать количество рейсов, но не готов это делать, когда аэропорты взвинчивают цены. Это несоотносимые позиции, это называется движение в разных направлениях.
Действительно, сегодня очень важный вопрос, как себя чувствуют те, кто родился на Дальнем Востоке. Мы говорим о том, что мы хотим встречать гостей, что мы хотим, чтобы приезжали инвесторы, чтобы приезжали новые жители. Но думается, что сегодня нужно очень серьезно актуализировать вопрос о том, как себя чувствуют и как видят свое будущее те, кто родились на Дальнем Востоке.
И сегодня высшее учебное заведение, которое создано как Дальневосточный федеральный университет — это замечательный подход, но, быть может, имеет смысл использовать опыт, который был в нашей огромной стране, когда не студенты ехали, а профессура ехала на территории. Понимаете?
Был такой институт, Высший юридический заочный, который подготовил множество высококвалифицированных специалистов, потому что профессура ехала в регионы, те, кто давали качество знаний. Нам ведь не нужна имитация того, что псевдопреподаватели будут готовить псевдоспециалистов. Поэтому система оставления на территории молодых ребят для обучения – это важнейший экономический фактор гарантии того, что эти ребята останутся там работать. Этот вопрос тоже требует решения.
Прогноз социально-экономического развития, у нас есть такой замечательный документ, который ежегодно принимается каждым субъектом Российской Федерации. Юрий Петрович, я предлагаю нам посмотреть и проанализировать прогнозы социально-экономического развития, которые должны формироваться не как формуляр для бюрократического внутреннего проведения, а как публичный документ для жителей регионов, как некий ориентир к тому, где планировать свою жизнь, в каком населенном пункте, и какую профессию получать.
Это должно быть живым работающим направлением для жителей. Не только ориентиром для власти, который, кстати говоря, не всегда таковым является, это должно быть публичным ориентиром в прогнозах  социально-экономического развития и в жизненных планах каждого человека. Это очень важно для того, чтобы люди чувствовали себя уверенно, безопасно и стабильно.
У нас сегодня появилась общефедеральная программа по домам культуры, потому что мы многократно убедились в том, что для разных стран по-разному, но для России точно, без духовного начала невозможно решение никаких грандиозных экономических проектов развития.
И, наверное, то, что по Дальнему Востоку эта программа не получила особого воплощения, особого внимания, не есть хорошо, и есть смысл к этому вернуться.
Поскольку в рамках деятельности парламента мне поручена координация работы совета законодателей, я предлагаю сделать нам совет законодателей в формате участия и руководителей законодательных органов Дальнего Востока, и губернаторов, и Министерства новой, но очень эффективной рабочей площадкой, которая позволила бы не только готовить новые решения законодательной инициативы и обеспечивать анализ правоприменения и помощь в решении этих вопросов.
Потому что нас очень беспокоит, например, что Министерство культуры на протяжении не удосужилось разработать подзаконный нормативный акт по круизному судоходству. Это не есть нормально, и мы будем ставить об этом вопрос в парламенте в рамках парламентского контроля. Потому что мы принимаем решения, которые должны начинать работать, а не лежать просто как формуляры, а бизнес по-прежнему не может стратегически планировать.
Должны появиться стандартные маршруты. Я благодарна, что Юрий Петрович и Александр Сергеевич в таком личном отношении эти вопросы не оставляют без внимания, но это требует всегда ручного управления. А президент нас нацеливает – пора уходить от ручного управления, должны приниматься системные решения.
И в завершении хотелось бы сказать о проблеме, которая сейчас актуализируется из разных регионов. К счастью, произошли изменения налогового законодательства. Вы знаете, что прозрачность налоговых перечислений – это абсолютно правильный путь, это путь наполнения государственной казны.
Но мы в федеральном законе предусмотрели, что у регионов есть право определить те территории, которые пока не готовы перейти на такой режим электронного информирования. Однако мы получаем сообщения от бизнеса, который пока что не вступил в диалог с федеральными властями. Или сами регионы пока еще не в должной мере оценили свою компетенцию, что не нужно ждать, когда кто-то начнет возмущаться и будет недоволен. Нужно просто умно перейти к оценке того, какие территории удаленные, какие не готовы.
Поэтому в этой части, я думаю, нам на уровне парламента страны и региональных законодательных собраний есть смысл более плотно выстроить наше взаимодействие. И я буду предлагать сегодня нашим коллегам в парламенте, чтобы именно совет законодателей обрел дополнительную комиссию по Дальнему Востоку, которая занималась бы именно этими вопросами.
И в завершении, ДВ – Дальний Восток, пусть всегда будет расшифровываться как «движение вперед». Спасибо.
А.Галушка: Спасибо, Ирина Анатольевна, за Ваши интересные предложения. Всеми ими, конечно, нужно заниматься. Лейтмотивом Вашего выступления была необходимость особого подхода и понимания специфики Дальнего Востока. И то, что в постановлении Госдумы это было обозначено первым пунктом, необходимость последовательного, особого подхода к развитию Дальнего Востока – это принципиальная вещь, которая необходима на уровне принципиального понимания задачи.
Борис Юрьевич Титов, уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей.
 
Б.Титов: Юрий Петрович, Александр Сергеевич, думаю, что и уважаемые коллеги не сомневаются, что мы очень болеем за вас, за ваше министерство, потому что мы –предприниматели, прежде всего предприниматели Деловой России, имеем свое душевное пристрастие, у нас есть прямая ниточка, которая заставляет нас каждый день следить за тем, что происходит, и радоваться тем успехам, которые реализуются.
Я должен сказать, что, когда Александр Сергеевич получил предложение на назначение министром, не все верили в то, что это хорошее назначение, что это работа не очень интересная. Но, наверное, работа зависит от людей, которые ее делают. И поэтому тот подход, который сразу был сразу обнаружен – помню первый идеологический подход к этой задаче, когда была сформулирована фраза, что это не Дальний Восток, а недальний восток, наоборот, что это экономический центр, который должен развиваться, который ближе всего к международным экономическим центрам.
Исходя из этого надо строить экономические программы по развитию Дальнего Востока. Это было что-то совершенно новое, что-то кардинальное, которое позволило сделать первый и самый решающий шаг в той большой программе, которая была потом создана.
Хочу сказать, что те инструменты, которые использовались, и сегодня мы видим уже их результаты – это были самые современные инструменты промышленной политики, налоговой политики, экономической политики, которые использовались в мире. Кроме того, что уже использовалось самое современное, было очень отрадно видеть, что многое рождалось там, именно в министерстве на Дальнем Востоке, потому что те инструменты, которые мы сегодня видим – это очень креативные вещи, никогда раньше не использовавшиеся, ни в истории нашей страны, но даже и в истории мира.
Вообще такой крупномасштабный эксперимент по развитию территории происходит впервые в современной истории, и эта очень серьезная задача, как мы видим, сегодня очень успешно развивается. Потому что из того доклада, который сегодня Александр Сергеевич сделал, за 3,5 года такие масштабы, количество проектов, инвестиций, и это не только вопрос экономического развития, но и социального развития – конечно, внушают очень большое уважение. И мы очень рады за вас, и, конечно, за Дальний Восток.
Еще хотел бы сказать, что та программа, которая сегодня реализуется, с убедительностью доказывает, что именно промышленная, активная политика государства дает свои результаты, что только активная экономическая политика может привести к росту. И это опровергает то мнение, что наша страна не может расти, что у нас нет источников роста, что у нас есть ограничители, которые в стране стоят и не дают возможности быстро развиваться.
Только что прочитал в одной экономической статье, упомяну наших оппонентов, тех, кто готовят сегодня стратегию роста Столыпинскому клубу Деловой России, что есть некий потенциальный уровень предела роста, и что наша страна достигла этого предела, и что дальнейшие инвестиции приведут только к росту инфляции. Это Алексей Леонидович Кудрин, статья в одном очень известном экономическом издании.
Все, что делается на Дальнем Востоке, с убедительностью опровергает этот тезис. У нашей страны очень большой экономический потенциал, в нашей стране очень большие недоинвестированные ниши, у нашей страны есть возможность расти на 5 и 6, и даже на 9 процентов роста ВВП. Потому что мы видим, сколько проектов и в каких областях, включая Дальний Восток, у нас можно было бы с успехом организовать, понимая, что для этих проектов есть и спрос, и возможные инвестиционные ресурсы.
Поэтому очень хотелось бы надеяться, что тот опыт, который есть на Дальнем Востоке, будет все-таки использоваться в России в целом, и страна выйдет на новую стратегию развития, мы называем ее стратегией роста, потому что другого пути у нас нет.
И мы верим, что у нас есть в стране такие энергичные люди, как Юрий Петрович и Александр Сергеевич, которые могут эту работу в стране возглавить.
Хотелось бы еще сказать, что я прежде всего представляю институт, отряд, сплоченную команду по защите прав предпринимателей, и я должен сказать, что это позитивный момент, что наши уполномоченные стали действенным, заметным институтом на Дальнем Востоке. У нас есть уполномоченные во всех регионах, сидят руководители субъектов федерации. Я не думаю, что кто-то может сказать руководителю, что его уполномоченный неактивен или ведет недостаточно активную работу.
Мы с первых дней поставили задачу не только работать с теми нарушениями, которые происходят, защищать права предпринимателей, но и вместе с министерством, вместе с администрацией регионов стараться и работать над улучшением делового климата, и быть участником инвестиционного процесса, работать с инвесторами, помогать им с реализацией инвестиций.
Надеюсь, что мы еще недостаточно активны в этом смысле, но я верю, что эта работа может развиваться еще активнее, и Александр Сергеевич и Министерство может на наших уполномоченных рассчитывать и надеяться, так же, как и администрация регионов.
У меня есть еще одна обязанность, я председатель комитета мира, дружбы и развития Россия-Китай, и здесь мы занимаемся не только проектами в области деловых контактов и инвестпроектов, хотя у нас есть деловой совет, который этим занимается в рамках комитета. Но мы занимаемся еще и вопросами обмена культурных обменов. Вообще этот проект создан с целью развития народной дипломатии, общественных проектов. И поэтому здесь мы тоже хотели бы предложить совместные действия.
У нас сегодня очень серьезные партнеры с китайской стороны, сопредседателем с китайской стороны является бывший министр иностранных дел Китая, человек очень энергичный, большой друг России. И поэтому мы хотели бы сосредоточиться на проведении ряда проектов в этой области, чтобы отношения между нашими странами продолжали налаживаться и в этих сферах.
Конечно, было очень непросто. Сейчас, может быть, это звучит ярко, энергично, очень убедительно, но я видел, какие сложности испытывал Александр Сергеевич в ходе работы, и нам всем приходилось многое преодолевать. Огромная инерция. В нашей стране управленческий аппарат – очень сложная организационная система. И в этом аппарате не сразу нашлись партнеры, сподвижники, те, кто поддерживал эти идеи. Но очень быстро нашлись те, кто начал сомневаться.
И в этой ситуации, конечно, очень серьезно надо было преодолеть эти все сложности. Думаю, в основном они позади, и сегодня открыто больше возможностей, тропинку они протоптали, и перспективы еще лучше, чем в эти 3,5 года. Спасибо, и желаю всем успеха.
 
А.Галушка: Спасибо, уважаемый Борис Юрьевич. Относительно мировоззренческой части – практика – критерий истины. Мне кажется, если об этом не забывать, то очень многие рецепты в экономической политике будет понятны и будут использоваться.
Спасибо за взаимодействие и с институтом уполномоченных в регионах Дальнего Востока. Мы 29 июня проводим уже третью традиционную совместную коллегию Генпрокуратуры и Минвостокразвития по теме защиты прав предпринимателей, защиты прав инвесторов. Рассчитываем на активное участие и по всем остальным вопросам, по взаимодействию с Китаем и по другим аспектам.
Хочу от лица всех сотрудников Министерства, всех участников коллегии высказать слова искренней благодарности Юрию Петровичу Трутневу, за целеустремленность, правду, лидерство. Без Вас ничего этого нельзя было бы сделать. Спасибо Вам большое.


#Галушка #Трутнев #Яровая #Титов