Подъем Дальнего Востока это наш национальный приоритет на весь XXI век Владимир Путин

На Дальнем Востоке созданы беспрецедентные условия экономического развития территории Юрий Трутнев

Нам выпала большая честь и огромная ответственность - развивать наш Дальний Восток Александр Галушка

Новости и события

Минвостокразвития открыто предложениям общественности по улучшению демографии на Дальнем Востоке

Минвостокразвития рассмотрит предложения участников Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока» по консолидации усилий власти, общества и бизнеса для увеличения численности населения макрорегиона. Свои предложения общественники и эксперты оформили в виде резолюции, направленной федеральным и региональным властям.

Конференция, организованная весной в Хабаровске, стала широкой коммуникационной площадкой, объединившей представителей федеральных и региональных органов власти, экспертов, общественников, крупнейших российских компаний и социально ориентированных НКО. В дискуссиях приняли участие около 200 человек.

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка положительно оценил инициативу общественников, отметив, что в конечном счете, именно увеличение численности населения и рост качества человеческого капитала составляют главную цель и ключевой смысл всей государственной деятельности по развитию Дальнего Востока.

"Говоря коротко, нас должно быть больше и мы должны быть лучшими в компетенциях, нравственной жизни, работе и творчестве. Именно в этом состоит наилучшее развитие Дальнего Востока, подъем которого определен Президентом России национальным приоритетом на весь XXI век”, – подчеркнул Александр Галушка.

Министр также отметил, что "в таком развитии мы фиксируем первые положительные результаты: прошлый – 2014 год – стал годом естественного прироста населения на Дальнем Востоке, рождаемость превысила смертность на 9334 человека. При этом хочу обратить внимание: всего за один год более чем на четверть (!) сократился отток населения".

Очевидно, что необходимо последовательно и целенаправленно развивать эти положительные тенденции, укреплять ценность института семьи, особо поддерживая многодетные семьи, стимулировать рождаемость, снижать смертность. Одновременно следует создавать условия для улучшения качества жизни, притока инвестиций, развития новых производств и создания десятков тысяч новых современных рабочих мест, как основного условия притока населения на Дальний Восток.

Как отметил один из организаторов конференции, генеральный директор Института научно-общественной экспертизы Сергей Рыбальченко, конференция позволила дать экспертно-аналитическую оценку реализации федеральных и региональных демографических программ, деятельности региональных органов власти, а также выявить лучшие практики для последующего внедрения на всей территории Дальнего Востока.

Участники конференции обратили внимание на необходимость изменения нормативно-правовых актов, в частности, предлагалось расширить использование средств материнского капитала, изменить федеральное законодательство по охране здоровья, приблизив его к месту работы и проживания. Средства на реализацию демографической политики, по мнению участников, можно получить за счет “демографического маневра” – путем аккумулирования средств от повышения акцизов на крепкий алкоголь и табачные изделия в специальном Фонде будущих поколений Дальнего Востока, чтобы использовать их на дополнительные меры семейной политики.

Наболевшую проблему доступности жилья предлагается решать на Дальнем Востоке за счет льготного ипотечного кредитования. В частности, применить механизм субсидирования жилья для многодетных семей со стопроцентным погашением остатка ипотечного кредита при рождении третьего ребенка.

По мнению участников конференции, региональные власти совместно с представителями РПЦ и других традиционных конфессий должны разработать и реализовать комплекс мер по активной пропаганде семейных ценностей, многодетности, ответственного отцовства и материнства.

Предлагаемые меры должны быть реализованы в рамках разрабатываемой концепции демографической политики на Дальнем Востоке на период до 2030 года.

Отметим, что Минвостокразвития уже приняло решение поддержать инициативу общественности и проводить Общероссийскую конференцию по вопросам демографии Дальнего Востока на ежегодной основе.

Сайт Минвостокразвития публикует полностью Резолюцию Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока»:

г. Хабаровск, 26 мая 2015 г.

Участники Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока» (далее – Конференция) рассмотрели актуальные проблемы демографического развития регионов Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) и отмечают следующее.

Благодаря мерам, реализуемым на федеральном и региональном уровне, в ДФО с 2012 года наблюдается естественный прирост населения и улучшение демографической ситуации. В 2014 году миграционный отток населения сократился более чем на 25%. Сегодня необходимо консолидировать усилия власти, общества и бизнеса для развития данных тенденций, для достижения увеличения численности населения Дальнего Востока.

Президент Российской Федерации В. Путин определил подъем Дальнего Востока, как «наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными». Сказанное в полной мере относится и к демографической политике. Чтобы обеспечить устойчивость наметившихся положительных демографических тенденций необходимо принять новые кардинальные меры, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Учитывая сложившуюся ситуацию, участники Конференции предлагают:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. продлить действие федерального материнского (семейного) капитала до 2025 года;
1.2. внести изменения в законодательство Российской Федерации, расширив направления использования средств материнского (семейного) капитала в ДФО на текущее потребление на условиях социального контракта, создание семейного детского сада, организацию фермерского хозяйства, семейного бизнеса, приобретение автомобиля;
1.3. принять проекты федеральных законов № 796109-6 «О внесении изменений в статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, № 796125-6 «О внесении изменения в статью 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», № 796136-6 «О внесении изменения в статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направленные на профилактику и сокращение числа операций искусственного прерывания беременности без медицинских показаний.

2. Правительству Российской Федерации:
2.1. для реализации мер демографической политики в ДФО создать Фонд будущих поколений Дальнего Востока, предусмотрев направление в него части средств, поступающих от повышения акцизов на крепкий алкоголь и табачные изделия, игорного бизнеса;
2.2. принять комплекс мер для организации постдипломного закрепления выпускников ВУЗов европейской части Российской Федерации в регионах ДФО;
2.3. обеспечить государственный заказ на изготовление и размещение на федеральных телеканалах сюжетов об уникальности и привлекательности Дальнего Востока для целевой аудитории – активной части населения Российской Федерации;
2.4. урегулировать в законодательстве Российской Федерации вопросы оплаты проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающих в районах Крайнего Севера и отдельных районах ДФО, к месту использования отдыха и обратно приемных родителей, аналогичному тому, как установлено законодательством в отношении их несовершеннолетних родных детей;
2.5. предусмотреть увеличение финансирования мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации в 2016-2018 годах для регионов ДФО и включить в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, Еврейскую автономную область, Республику Саха (Якутия) и Сахалинскую область.

3. Минвостокразвития России:
3.1. совместно с Минтрудом России, Минздравом России и экспертным сообществом разработать Концепцию демографической политики Дальнего Востока до 2030 года (далее – Концепция);
3.2. разработать модельную программу демографической и семейной политики для регионов ДФО с учетом лучших практик в субъектах Российской Федерации и положений Концепции;
3.3. создать экспертный совет по вопросам демографического развития и семейной политики;
3.4. создать сети Интернет ресурс для информационной координации органов власти регионов ДФО и общественности по вопросам устойчивого демографического развития и поддержки многодетных семей Дальнего Востока;
3.5. разработать модельное решение для регионов ДФО по созданию сообществ многодетных и приемных семей в сельской местности в рамках указания Президента Российской Федерации от 15.01.2015 г. № 30-Пр о бесплатном предоставлении земельных участков на Дальнем Востоке (на примере Социального комплекса «Детская деревня «Семейный очаг» Приморского края);
3.6. разработать комплекс мер для обеспечения адресной поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям ДФО, осуществляющим деятельность в сфере демографической и семейной политики, в том числе при их участии в федеральных программах и конкурсах;
3.8. направить в Минтруд России предложения в план реализации 3-го этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года в части ДФО;
3.9. направить в ФМС России предложения в план реализации 2-го этапа Концепции государственной миграционной политики в Российской Федерации на период до 2025 года в части ДФО;
3.10. заключить соглашение с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусмотрев реализацию совместных проектов и программ в регионах ДФО;
3.11. организовать ежегодное проведение Общероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока» с общественным обсуждением и анализом Доклада и Рейтинга с постановкой задач для органов власти регионов ДФО по совершенствованию мер демографической политики;
3.12. учредить награду «Родительская слава Дальнего Востока».

4. Минтруду России:
4.1. совместно с Минвостокразвития России разработать и реализовать программу повышения квалификации кадров в сфере демографической и семейной политики в регионах и муниципальных образованиях ДФО;
4.2. совместно Минвостокразвития России, ведомственными общественными советами, региональными и местными общественными палатами регионов Дальнего Востока организовать мониторинг деятельности региональных и местных органов власти по реализации мер демографической политики с подготовкой соответствующего ежегодного доклада (далее – Доклад) и макрорегионального рейтинга (далее – Рейтинг);

5. Минстрою России:
5.1. совместно с федеральными органами власти и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию России разработать линейку льготного ипотечного кредитования для молодежи Дальнего Востока;

6. Органам власти субъектов Российской Федерации в ДФО:
6.1. Для повышения рождаемости и поддержки многодетных семей:
6.1.1. разработать (дополнить) региональные программы демографической и семейной политики на основе модельной программы для регионов ДФО, предусматривающие в том числе поддержку молодых и многодетных семей;
6.1.2. обеспечить участие региона в государственной программе «Жилье для российской семьи»;
6.1.3. совместно с федеральными органами власти принять программу субсидирования жилья для многодетных семей Дальнего Востока с 100% погашением ипотечного кредита при рождении 3-го ребенка (по примеру Хабаровского края);
6.1.4. внести изменения в региональное законодательство, устанавливающее наделение статусом многодетной семьи с 3 и более детьми до достижения последним ребенком возраста 16 лет, предусмотрев дополнительные льготы для многодетных семей - первоочередное право на улучшение жилищных условий, налоговые вычеты на ребенка, бесплатный проезд для всех членов семьи к месту отдыха не реже 1 раза в год и т.д.;
6.1.5. разработать программу обязательного досудебного консультирования для семей с детьми с оказанием психологической и юридической помощи при бракоразводном процессе;
6.1.6. разработать программу обязательного доабортного консультирования и социально-психологического обслуживания женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с беременностью или рождением ребенка, для профилактики абортов и социального сиротства;
6.1.7. разработать меры поддержки занятости многодетных и малообеспеченных родителей, в том числе коренных малочисленных народов (КМН) на основе «социального контракта» с участием некоммерческих организаций;
6.1.8. разработать региональные программы развития услуг по уходу за детьми до 3 лет (ясли, няни, семейные детские сады) с участием объединений работодателей и некоммерческих организаций, обеспечив доступность к 2018 году не менее 50% от нуждающихся в получении услуг;
6.1.9. обеспечить опережающее развитие негосударственного сектора социального обслуживания семей и детей в рамках 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»;
6.1.10. во взаимодействии представителями Русской Православной Церкви и традиционных конфессий разработать и реализовать комплекс мер по активной пропаганде семейных ценностей, многодетности, ответственного отцовства и материнства.

6.2. Для повышения доступности и качества предоставляемых медицинских услуг:
6.2.1. разработать меры, обеспечивающие доступность прохождения ежегодного комплексного медицинского обследования и лечения для жителей Дальнего Востока, в том числе с привлечением работодателей;
6.2.2. разработать программу поддержки негосударственных проектов в сфере оказания качественной медицинской помощи в труднодоступных населенных пунктах Дальнего Востока (по примеру мобильного стоматологического кабинета в Хабаровском крае).

6.3. Для закрепления молодежи на Дальнем Востоке:
6.3.1. разработать модельную программу молодежной политики с указанием конкретных мер поддержки молодежи в получении среднего и высшего профессионального образования в ВУЗах ДФО, трудоустройстве на Дальнем Востоке, возможности мобильного передвижения в ДФО (в т.ч. доступность авиаперевозок), творческой самореализации, ведении здорового образа жизни и культурного времяпрепровождения;
6.3.2. совместно с Минвостокразвития России, Минобрнауки России, региональными общественными палатами и религиозными организациями традиционных конфессий разработать программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, в которые включить проведение занятий в общеобразовательных учреждениях по этике семейных ценностей, государственную поддержку воскресных школ, внедрение в образовательные программы средних школ успешных здоровьесберегающих практик (на примере «Гимназии №1» Артемовского городского округа Приморского края);
6.3.3 оказать государственную поддержку проектам ранней профориентации, занятости и трудоустройства учащейся молодежи с использованием разработок центров социальных инноваций и работодателей.

6.4. Для профилактики заболеваемости и преждевременной смертности:
6.4.1. расширить временные и пространственные ограничения розничной продажи алкогольной продукции в выходные и праздничные дни, профилактику употребления алкоголя, табака и ПАВ среди детей и молодежи, работающего населения;
6.4.2. обеспечить мониторинг показателей смертности населения в регионах ДФО на основе индикаторов «потерянных лет потенциальной жизни» с ежегодной корректировкой мер по «выпадающим» показателям смертности;
6.4.3. разработать или дополнить региональные программы профилактики и смертности от предотвратимых причин, прежде всего мужского населения в трудоспособном возрасте, с участием работодателей и некоммерческих организаций;
6.4.4. поддержать реализацию проектов по формированию здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни в муниципальных образованиях, в том числе в рамках деятельности Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки».

6.5. Для сокращения миграционного оттока населения и повышения привлекательности регионов для переселенцев и трудовых мигрантов:
6.5.1. ускорить приятие региональных программ повышения трудовой мобильности населения;
6.5.2. разработать региональные стратегии развития трудовых ресурсов на период до 2030 года и региональные балансы трудовых ресурсов на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
6.5.3. разработать комплекс мер по реализации «правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также разработки и реализации государственной политики в области среднего профессионального и высшего образования», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.2014г. №92);
6.5.4. разработать меры по субсидированию межрегиональных и внутренних авиаперевозок в ДФО, способствующих развитию трудовой мобильности и экономических связей;
6.5.5. подготовить предложения по изменению системы районных коэффициентов при начислении заработной платы и социальных выплат с целью приведения в соответствие уровня жизни в регионах ДФО с уровнем жизни в других регионах России;
6.5.6. ввести меры стимулирования инвестиций в развитие социальной инфраструктуры при предприятиях (детские сады, ясли, школы, жилье, общежития, ФАПы, рабочие столовые, пансионаты, санатории-профилактории, дома культуры, музеи и пр.), в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития;
6.5.7. реализовать принцип «одного окна» с сокращением сроков рассмотрения документов органами ФМС;
6.5.8. оптимизировать размер стоимости патентов на привлечение иностранной рабочей силы (в регионах ДФО - выше общероссийского уровня);
6.5.9. организовать общественный мониторинг эффективности социальных льгот и гарантий для трудовых мигрантов;
6.5.10. организовать развитие туризма в регионах ДФО с государственным субсидированием авиасообщения и рекламы на центральных телевизионных каналах;
6.5.11. организовать выездные практики студентов на работу в ДФО и работу в строй отрядах из центральных регионов России.